?

Log in

No account? Create an account
Старыми маршрутами, или двадцать лет спустя... -
January 4th, 2012
08:01 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Старыми маршрутами, или двадцать лет спустя...


В прошедшем уже году, осушив в компании со своими старыми друзьями, бывшими норильчанами, ныне джанкойцами бутылочку превосходного шампанского марочного севастопольского вина, в голове моей родилась идея посещения старинного города - Балаклавы, раскинувшегося на берегу укромной бухты на юге Крымского полуострова. На следующий же день меня забросили на машине в Севастополь. Город сильно изменился, улицы уже не так пестрят от матросов и офицеров. Впрочем, он по прежнему особый, интелигентный что-ли какой-то, со своим почерком, военный, но уже не такой отточенно строгий. Добравшись до 5 км (что-то вроде пересечения основных направлений), сел на маршрутку №3, идущую в Балаклаву. Образно можно сказать, что это один из районов Севастополя. Цель была: посещение бывшей военной части, где я проходил службу военным водителем, и отдых.
О том, что часть больше не существует мне было известно уже примерно в 1995 году. При разделе флота, она отошла Украине, но оказалась ей не нужна. Содержание такой инфраструктуры - процесс чрезвычайно дорогостоящий. Подробней можно узнать о происходивших в 90-е процессах, посмотрев документальный фильм "Форсаж" режиссёра и автора сценария Натальи Гугуевой. Фильм про лётчиков-палубников, но там освещаются события, которые происходили в то смутное время в Севастополе. Мне он кажется наиболее достоверным.
О самой части подробно есть вот здесь.
Пройдя по левому берегу бухты почти до конца (вместо военных кораблей и подводных лодок теперь сплошь прогулочные яхты и катера), у женщины-смотрительницы одного из причалов узнал направление на бочку смерти, - "Только вы туда сегодня не ходите, а то далеко и сильно жарко". Это был действительно июль-месяц, и правда в это время зной палящий, но что поделать. Раз уж оказался здесь, идти надо. Фотоаппарата настоящего с собой у меня не было, поэтому фото - мобилография. Многие балаклавцы ходят этой дорогой в 5-6 часов утра, чтобы попасть на Ближний или Золотой пляж по холодку, а оттуда летом регулярно ходят обратно прогулочные катера. На мой взгляд - это идеальный временной промежуток для такой прогулки, чтобы получить максимум приятных ощущений.
Пройдя мимо родника, который был оккупирован какими-то туристами, взошёл на небольшую гору, на которой находилось здание, изображённое на первой фото - не то метео, не то погранцы. У паренька, тащившего с родника пару бутылей, уточнил дорогу до бочки, так как тропинка раздваивалась.
"Налево-направо?"
"На бочку - прямо."
Преодолев пару небольших всгорков таки бочки я достиг! Рядом с нею находятся укрепления, через которые во время Крымской войны (1853-1856 года) происходило наблюдение за действиями неприятеля со стороны моря. Высунув голову через редут, я ощутил кроме восторга от открывшегося вида лёгкий поток прохладного, не холодного как от кондишена, а именно приятно холодящего воздуха, который поднимался с моря и превращался здесь в облака. Температура в тот день была +30+35С градусов жары. Завис там примерно на полчаса, до того было приятное ощущение.

Сама бочка смерти.

Рядом с ней, различные коммуникации. Туман - это на самом деле облако.

Вид вниз из капсулы - практически отвесная скала. Тут раньше не было пола, просто шли две рельсы и всё.

А это - фирменная фишка сотки. Процесс облакообразования. Если нажать на снимок, откроется более крупная версия, на которой отчётливо видно, как прохладные массы выйдя снизу вихреобразно закручиваются и становятся белыми облаками. Практически в них мы и жили. Сначало море нагревалось, потом всю зиму остывало, что мотивировало туманы, опадавшую водяную взвесь без дождя, и развитие бронхитов у личного состава дивизиона. На зарядку бегали по дороге вниз, - так вот через 3 км начинало светить и пригревать солнышко, обратно забегали - снова туман. Зато не жарко летом и снежно зимой (если конечно снег выпадал, то растаять у него было меньше шансов, чем внизу). На фото видно с бочки развилок: направо - видимо к берегу моря, налево - скорее всего дорога в Балаклаву, прямо - путь на сотку. Во время службы на бочке бывать приходилось, а вот до Балаклавы по этому пути не доходил, и вот свершилось. Почтальон Мацик (со смешной фамилией Мацапуро, сначала мы звали его Вжик, но потом Мацик приклеилось) примерно раз в неделю проделывал этот путь, ходя за почтой. Самое красивое время здесь - это весна, примерно самый конец апреля, май, начало июня. Чабрец и душица цветут так, что дух захватывает + воздух с моря идёт.
Или ехать на "Урале" сквозь весенний ливень, вода ещё холодная, шипят дворники (они на Урале пневматические), но воду успевают убрать со стекла с трудом, потеют стёкла изнутри от влаги, с капота поднимается белый пар, и кругом объятия зелёного леса. "Куда летишь?" - это старший машины подал голос. "А и правда" - и сбавишь чуть газ.

По грунтовой дороге выходим к сооружению - это ворота блока.

Караулка

Кочегарка, внутренние помещения блока отапливались зимой.

Въезд для загрузки ракет.

В интернете ложно трактуют это сооружение, как хранилище для ракет, однако это стенд для их гонки и возможно ремонта. Хранились они все внутри.

Собственно стартовая позиция. Крышка, которую украли, сдвигалась вбок, и снизу поднималась пусковая установка.

Таких позиций там две. Снаружи видно, что все изделия из цветмета и даже просто сталь и железо - всё вырезано резаками изнутри. На нашем блоке снимали фильм "Одиночное плавание". Сам фильм так себе, всё пропитано идеологией, в наших таких фильмах выставляли дураками американцев, они в ответ создавали такие же, противоположные по смыслу агитки. Тем не менее в фильме заснято движение нашей ракеты с надписями US AF внутри комплекса, а также её старт. Изрисованная ракета раньше валялась за КПП, видать в утиль её из-за надписей не взяли. Уже после службы я узнал, что ракеты были разработаны "дизайнером" Челомеем и способны были нести ядерную боевую часть мощностью 350кТонн в тротилловом эквиваленте. Для сравнения на Хиросиму и Нагасаки сбрасывали 10-20КТонн примерно по мощности. Поэтому у меня нет никаких сожалений о том, что "цитадель пала без боевого применения оружия". Страшно себе даже представить, во что превратилось бы наше Чёрное море в результате развязывания ядерного конфликта. Тем не менее функцию свою комплекс выполнил - за всё это время на нас никто не напал.

Молодой дубок.

Вот на этом повороте дороги ехали мы на блок с В.М. и В.Ш. Там изгиб градусов 270 с подъёмом. Прямо на середину дороги выскочил красавец олень, красивый (не то что наши северные валенки), сильный, с аккуратными рогами, замер на мгновение. В. газ бросил, машина в гору останавливается практически мгновенно - любовались. Прыжок - и он уже в лесу. Часть была расположена внутри заказника, зайцы, кабаны, косули, олень вот, периодически выходили на дорогу. Особенно часто можно было увидеть зайцев и ёжиков.

Дорога в часть.

Автопарк, боксы. В этом районе я нашёл слегка погнутый серебрянный английский шиллинг 1853 года издания. Дело в том, что иногда с разрешения начальства приходили какие-то люди, искать исторические ценности, вероятно это они его и обронили, К. по нему проехал на "Урале", уже после этого удалось его подобрать. После службы отдал в Норильске нашей учительнице истории. Вообще тут много кровушки пролилось за эту землю, в Крымскую войну потери русской армии оцениваются примерно в 100-110 тысяч человек. Напомню, что наши воевали тогда с Османской империей и англо-французской коалицией. Война была Россией проиграна.
В сторону моря из автопарка открывается прекрасный вид. С двух сторон место ограждено горами.
Море постоянно изменялось, было интересно за ним наблюдать.
Например, по барашкам было видно, когда его штормило и о силе разгулявшейся стихии. Однажды Игорь Л. отчитывал меня, за то что я что-то там не сделал в автопарке. "Ты на море хоть глянь - красота-то какая!" - сообщил ему я. В этот момент море было покрыто ровным слоем низких облаков и казалось что мы находимся на вершине высокой горы, картину довершала оранжевая подсветка этого чуда заходящим солнцем. "А ведь и правда красиво, чёрт!" - только и смог сказать Игорь, а меня тем временем позвали на вызов (крутить баранку) :)
Мимо автопарка весной и осенью пролетали дембельские птички - журавли, иногда лебеди. А назывались они так, потому что аккурат после их полёта выходил приказ об увольнении в запас. Обычно его издавал главнокомандующий, но генерал армии Язов к тому времени сидел в тюрьме, в Матросской тишине за участие в путче, и мы серьёзно волновались, кто же этот приказ подпишет. И вот тогда Ельцин сделал единственную хорошую вещь, он уволил нас в запас.

Разрушенное здание городка, который состоял из одного дома на четыре семьи, где проживали прапорщики с семьями.

Камбуз (столовая), вид с торца.

Дальше было здание дивизиона. Выражение "раньше деревья были выше" здесь не прокатывает, лес медленно но верно поглощает в своих объятиях дивизион.
Стёкла везде разбиты хулиганами, внутри намусорено, но что удивило - здания не разобраны на каменные блоки и стоят под крышами. Через эти окна я больше года смотрел на кусочек звёздного неба перед тем, как заснуть. Небо там конечно было потрясающим, глубоким, отчётливым, спокойным. Внутри царил хаос. Нетронутым остался лишь барельеф героя, зачисленного навеки в списки части. Хотя там не было никаких поясняющих табличек, но я и так помню, что это был Герой Советского Союза, краснофлотец Паршин Юрий Константинович, павший в боях за свободу и независимость нашей Родины - Союза Советских Социалистических Республик. Погиб, не дав врагу возможности пройти через занимаемый рубеж.
Общежитие состояло из двух кубриков, в каждом из которых спало порядка 40 человек. Перед сном шёл обычно обмен новостями, подколки разные матросские. Если кто-нибудь сильно храпел, могли несильно подушкой отоварить.
Однажды лёг до отбоя с разрешения дежурного по дивизиону, но к тому времени ещё год не служил, и был разбужен И., у которого это вызвало приступ ярости почему-то. Пришлось прижать его руками к кровати и держать, пока эта ярость из него выходила. Его год кинулся ему на помощь, помню Роберт Фрейманис из прибалтики, схватил меня за горло и начал удушающий приём проводить. "Роберт, я его просто держу, я не хочу с ним драться." И это сработало, он хватку ослабил. Какими же мы все были жалкими в этот момент. Потом в кубрик вошёл дежурный по дивизиону, мы все встали с кроватей и сказали, что ничего не было. Специально привёл этот пример, чтобы показать истоки дедовщины (на флоте это называется годковщиной) в армии. Когда человек в течении 2-х лет находится в одинаковом пространстве, у него может попросту "съехать крыша" с непредсказуемыми последствиями. Мне было в этом отношении немного проще, работал на машине, выезжал, видел других людей. Сама по себе езда на машине - это большое удовольствие, тем более, что это происходило в Крыму, в очень благоприятном климате. Поэтому у меня не было ощущения "клетки".
Но бывали и обратные случаи взаимодействия людей в коллективе. Когда мне вменили, что я сливаю бензин в автопарке, попал я в "немилость" и меня с дежурной машины сняли. Хотя сливал его не я, и даже знаю кто, но не станешь же им объяснять. Стал ходить в наряды, на КПП. Очень интересный наряд, сидишь в будке рядом с воротами от которых метров на 10 в обе стороны простирается забор, а дальше обычный лес, и проку от такого КПП не сильно много. Виталик с автопарка принёс мне туда приёмник, - всё не так тоскливо стало. Молодой боец принёс постель с матрасом - оказывается они ночью спали там, не добился я от него, кто же его послал - до сих пор не знаю. Спать не стал конечно, но в одеяло завернулся и слушал разные передачи по приёмнику. Кстати приёмник там тоже запрещён, можно только бдить было.
На машину меня всё-таки посадили, т.к. некому было ездить, но не на простую, а на "Урал" 52-42, который в своё время упал с обрыва и выполнил переворот оверкиль. В кабине было три человека, крыша вмялась на уровень капота, только там где запаска (она сразу за кабиной с пассажирской стороны) - немного возвышалась - это их и спасло. Отделались лёгкими царапинами, но машина в дрова. Вот на ней я и стал ездить. Серёжа Кашталян перебрал двигатель. Старшина говорит - надо службу вывести. Едем. Из трубы радостно вырывается чёрный дым, потом искры пошли, ну довёз их до трассы, где другая машина забрала. Приехал, стали разбираться, оказалось, что головки блока не затянуты вообще. Серёжа, говорю, что за @@%$#%$$%^/ . Так старшина сказал сильно не затягивать, а то прокладки камазовские накроются. Ну и как же ты их затянул? Руками. Млиин, Серёга, там по книге момент затяжки 19 кгс см2! Стоит улыбается, оказалось потом, что поршневая гильза пополам раскололась.
А ещё был такой прапорщик Р. Чего, говорит у тебя кабину шатает. Да крепление подушки одной отвалилось, говорю. Подъезжай к мастерским, заварим. Подъехали, он переоделся в робу, заварили. Мужик. А вот некоторые люди своё отношение изменили ко мне, когда в опалу попал. В армии впервые понимаешь выражение, что вещи часто не такие, как кажутся.
У Р. дочка маленькая была, голубоглазая такая, красивая, только не слышала совсем ничего и соответственно не разговаривала. Видел, когда перевозили его семью на новую квартиру. Поздоровался, она не отвечает, Р. говорит - она не слышит, а та, словно услышала, что про неё сказали "не слышит" и в слёзы. Вот почему хорошим людям так не везёт всегда?
Хотел их найти в этот раз, но адрес конечно не вспомнил.
Ну вот я и рассказал обо всем, о чём хотел рассказать, и вспомнил всех, кого хотел вспомнить.

Дальше спуск вниз, табличка вещающая о том, что запрещена охота и травля зверей собаками.
Насосная, недалеко от автопарка, качала сюда воду, но теперь она находится в заброшенном состоянии, заросла колючими растениями, еле через них пробился. Воды соответственно тоже нет.
Зато если на середине пути к морю свернуть с основной тропы влево, и некоторое время идти, то можно выйти к роднику, к нему-то я и направился.

Поворот к роднику

Виды. В 1992 году лес в этом месте горел, до этого здесь было всё засажено реликтовыми соснами, потихоньку восстанавливается.

Вода, несмотря на жару прохладная, градусов 20С где-то, даже бутылка запотела.

Сам родник.

Вернулся обратно на дорогу. Уклоны местами достигают примерно тридцати градусов. Почва каменистая, в сухую погоду подъём на грузовой машине затруднён за счёт сыпучего грунта, во влажную - почва превращается в скользский суглинок похожий на масло. Справедливо для всех дорог Крыма, может ветром на асфальт нанести эту пыль, а потом в дождь машина на не очень даже большой скорости может юзом пойти. Несколько раз возил по этой дороге офицеров и личный состав к морю. "Урал" - нормально, "Зил-131" без переднего моста не поднимается.
Однажды повар Вася, из молодых, попросил меня сводить его к морю, что было категорически запрещено (там км 6-7 до него, но очень долгий и трудный подъём затем). И отправились мы с ним в "самоход" (оставление расположения части на время не более 4 часов). Искать нас никто не должен был, не учли мы только одного, что семьи прапорщиков с городка в это же самое время шли с моря домой. Завидев их на дороге, командую Васе: сигай в лес! А по лесу подъём обратно ох какой тяжёлый, в жару, да ещё там раньше "пластмассовые мухи" летали. Похожи на клещей, только с крыльями, больно кусались. Чувствуешь, что укусила - лупишь что есть мочи по этому месту, руку отнимаешь - эта тварь улетает. Ну сейчас не о них. Прибегаем, знаем, что сейчас мичман Ц. поднимется и будет общий сбор, потому что он видел матросов вне расположения части. Пришёл, объявляют общий сбор. Васю мы отправили на кухню, т.к. у него была одна особенность - он краснел. Но мичман не удовлетворился Васиным отсутствием и послал за ним на камбуз. Вася пришёл и тут же начал предательски краснеть. "Кто! Кто к морю ходил!"- неистовствовал мичман. Вася аж пунцовым стал . "Ты!?"
"Товарищ мичман, Вася ж с кухни, это с жары". Короче, так и не вышло у него тогда ничего доказать, а лиц он наших не видел, а его семья даже если видела, про нас ему ничего не рассказала. Вот такие пироги.

Оно, море. На уступе над морем куча разных палаток, куча народу.
Вообщем технический прогресс не пожалел это место.
На второй фото вдалеке - мыс Айя. В Балаклаву вернулся обратно на катере с Золотого пляжа. Устал.

Вот несколько фот того времени. Справа Игорь Сморщиков, слева не помню кто.

Серёжа Кашталян и знаменитая 52-42

Рядовой Даржанов готовится заступить в караул.

Двадцатилетней давности я, а на дальнем плане молодой водитель, для него это первый 500 км марш.
Мыс Тарханкут.

И не рассказывайте мне ничего плохого про советскую армию, там я жил яркой и насыщенной жизнью, да она была разной, но что это меняет. Было интересно.

Tags: , ,

(18 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:babamarta
Date:January 4th, 2012 01:53 pm (UTC)
(Link)
всплакнула :))) Крым, Севастополь. Прошлой весной друг возил меня в свою воинскую часть под Евпаторией, тоже рассказывал много хорошего.
[User Picture]
From:taimyr
Date:January 4th, 2012 02:34 pm (UTC)
(Link)
спасибо, Юля. Знал, что не останешься равнодушной к этой теме
[User Picture]
From:babamarta
Date:January 5th, 2012 07:19 am (UTC)
(Link)
:) сегодня мужу показала - все почитал и посмотрел с огромным удовольствием!
У меня дед был военным, последнее место службы - гарнизон в Остряково (в Гвардейском, под Симферополем), назывался Сарабуз.
Ну и все мои одноклассники-друзья тоже служили в Крыму, правда уже в постсоветском. В прошлом году с одним из них тоже ездили его часть смотреть.
Все, служившие в Крыму, говорят об армии только хорошее, сравнивают ее со спортивным лагерем.
[User Picture]
From:taimyr
Date:January 9th, 2012 04:30 pm (UTC)
(Link)
Где Остряково я знаю, у меня в Укромном родня живёт.
[User Picture]
From:kvakl_brodakl
Date:January 4th, 2012 08:49 pm (UTC)
(Link)
Как интересно!
Спасибо за рассказ!
[User Picture]
From:taimyr
Date:January 9th, 2012 04:32 pm (UTC)
(Link)
Думал, сейчас будут меня ругать за ошибки :)
[User Picture]
From:mariebang
Date:January 5th, 2012 09:17 am (UTC)
(Link)
Хороший, добрый и живой рассказ. Очень отличается от того, что сейчас часто пишут - эх, посмотрите что стало, а ведь было же.. Плюсы и минусы всегда и везде есть.

"Впрочем, он по прежнему особый, интелигентный что-ли какой-то, со своим почерком, " - вот это мне тоже бросиолсь в глаза, когда я в Севастополь приехала))

"И не рассказывайте мне ничего плохого про армию, там я жил яркой и насыщенной жизнью, да она была разной, но что это меняет." - соглашусь, хоть в армии не служила :) Все от человека завсисит. Или оченб многое))
Интересно читать было!
[User Picture]
From:taimyr
Date:January 9th, 2012 04:38 pm (UTC)
(Link)
Ну всёж-таки офицеры - это люди с высшим образованием, наверное отсюда и культура.
[User Picture]
From:lenzzz
Date:January 7th, 2012 02:20 pm (UTC)
(Link)
С удовольствием прочитала! Такие теплые воспоминания, здорово!
[User Picture]
From:taimyr
Date:January 9th, 2012 04:39 pm (UTC)
(Link)
Воспоминания неоднозначные, но представь, если б меня на север служить отправили, или в пустыню - это было бы однозначно хуже :)
[User Picture]
From:lenzzz
Date:January 9th, 2012 04:49 pm (UTC)
(Link)
А вот не факт же!
[User Picture]
From:lenzzz
Date:January 11th, 2012 04:33 pm (UTC)
(Link)
Юра, ты же меня простишь старую склерозницу за то, что я тебя с ДР не поздравила, да? *смотрит глазами котэ из Шрека*
В общем, с прошедшим с традиционными пожеланиями здоровья и счастья.
[User Picture]
From:taimyr
Date:January 11th, 2012 07:19 pm (UTC)
(Link)
конечно, тут это вроде как необязательно
[User Picture]
From:lenzzz
Date:January 12th, 2012 02:16 am (UTC)
(Link)
Да я просто в жж редкими набегами бываю, все в твиттере да в твиттере )))
[User Picture]
From:taimyr
Date:January 12th, 2012 02:43 am (UTC)
(Link)
твиттер смотрел - это не моё :)
From:(Anonymous)
Date:January 12th, 2012 03:08 am (UTC)
(Link)
На него не смотреть надо, а пробовать! Мне сначала тоже не понравилось, а сейчас не выгонишь! ))
[User Picture]
From:katyshonok
Date:February 20th, 2013 01:27 pm (UTC)
(Link)
Какие красивые фотографии! Даже не представляю, что бы получилось, будь у Вас фотоаппарат.
[User Picture]
From:taimyr
Date:February 20th, 2013 01:56 pm (UTC)
(Link)
Да, хорошо там.
Powered by LiveJournal.com