Юрий (taimyr) wrote,
Юрий
taimyr

Categories:

Окончание

31 июля 2008 г. четверг
Карское море. Енисейский залив. п.Диксон
Переменная облачность, Т +8С. Тихо.

8.45 - с острова вернулся В.С. К острову Диксон подошёл и сливается наливной танкер "Виктор Астафьев", через сутки подойдёт к "материку", возможно с ним у В.С. получится дойти до Дудинки. Всё неопределённо. День прошёл в последующих приготовлениях к отходу. Вечером ходили на причал, в надежде поймать свежего омуля на прощальный ужин. Омуль блесну берёт, но срывается - рвёт себе рот.
В.С. поймал 2-х бычков - страшные - отпустил.
Солнечно.
Т +17С. Тихо.

1 августа 2008 г. пятница
Карское море. Енисейский залив. п.Диксон
Солнечно
Т +12С. Ветер 5-8 м/с "Север". Волна.
День выхода.
Перенесли вещи из гостиницы на лодочный причал.
Спустили шлюпку на воду. Приготовил топливо из расчёта на 150 км пути, собрал ЗИП, ремнабор, загрузил в шлюпку бензин, вещи, установил Я 20.
"Виктор Астафьев" ночью подошёл к материку, "сливается". Игорю, сотруднику заповедника Большой Арктический на Диксоне, на танкере "Виктор Астафьев" привезли 400 л А93. Узнав про мою ситуацию с топливом, сам предложил А93. Мне надо только 20 литров. От какой-либо оплаты категорически отказался. Этих 20 литров не хватало для полного снятия топливного вопроса на маршруте, исходя из расчетов, должен уложиться в свои 300 литров. Теперь топлива хватит 100%!
Вместе с Петровичем, капитаном парома "Станислав Гуменюк", с которым познакомились на лодочном причале, В.С. ходил на танкер "В.Астафьев", вести разговор о возможности взять его пассажиром до г.Дудинки. Получилось!!!
У Петровича на "В.Астафьеве" знакомства - одного его поручения за В.С. хватило, чтобы решить вопрос положительно, без лишних распросов.
Время - 14.30
Время отправления танкера - 17.00 В.С. ушёл собирать вещи, сдавать ключи от гостиницы, купить продуктов в дорогу. Всё нужно сделать быстро, оперативно... Местные рыбаки пытались отговорить от выхода, предлагая перенести выход на завтра, объясняя это большим волнением на море.
Разве это волнение!
Для их дюралек - это волна, для нашей шлюпки класса "море" - это не вопрос, специально выбирал шлюпку исходя из таких условий. По р.Пясина шли и в большую волну, а тут ещё и ветер попутный - иди-не хочу. Песня!
15.30 - В.С. готов к отходу, спешит на танкер.
Попрощались. Дальше идём по одному. В.С. свои задачи выполнил, мне же ещё необходимо закончить свой маршрут, дойти до г.Дудинка - замкнуть "кругосветку".
16.00 - отчалил от лодочной станции посёлка Диксон. 3 раза причаливал к берегу, перекладывал вещи, топливо, перераспределял массу груза. Тщётно. На глиссер выйти не удалось. Скорость 11-13 км/ч
20.00 - мыс Светящий, остановился на ночёвку, прошёл примерно 25 км. Ночевал в бухте мыса, прямо в шлюпке, укрывшись тентом. Один легко, с комфортом разместился на палубе в шлюпке.

Вспомнил. В.С. встретился на причале с радиолюбителем, живущим на острове. Долго разговаривали, нашли общих знакомых. Остался недоволен встречей.

Хотел зайти на р.Лемберова, в устье которой находилось старое зимовье времён ВСЭ, и где останавливались её участники, но из разговоров с рыбаками, которые ловят в том районе рыбу, узнал, что останки зимовья, во время шторма 4 года назад, смыло в море.

2 августа 2008 г. суббота
Восточный берег Енисейского залива
Мыс Светящий
Солнечно
Т +12С Ветер 8-12 м/с "Север"
Волна
Проснулся - 4.30
Позавтракал приготовленным на Диксоне "сухпаем".
Переложил вещи в шлюпке - в очередной раз, пытаясь распределить вес груза.
5.45 - отчалил от берега.
-= Глиссер!!! =-
Приходится применять акробатические приёмы, чтобы вывести шлюпку на глиссер: ложиться на палубу, перенося свой вес как можно ближе к носу и двумя пальцами регулировать газ, а потом быстро пересаживаться на место.
Как бы там ни было - иду на глиссере!
Время выхода на глиссирование ~ 10 сек. Скорость - 22-25 км/ч!!!
Винт грузовой. Часто "сваливаюсь" с глиссера, чуть сбавляя газ, ниже допустимого минимума. Очень маленький диапазон регулировки газа между глиссирующим и экономичным режимом. Приходится заново заниматься акробатикой.
11.40 - пытался пристать к берегу в последней маленькой бухточке на мысе Бражникова, перед самой бухтой, для окончательной центровки груза.
При подходе к берегу заглушил и поднял мотор, расчитывая по инерции дойти до берега. Не расчитал.
Ветер с берега "съел" всю инерцию, и понёс шлюпку на скалы. Времени опускать и заводить мотор не было, начал отталкиваться руками от скал, пытаясь уберечь шлюпку от повреждений.
Выйдя из под защиты бухты, которая сглаживала силу волн, волны в разы усилились, стали захлёстывать и разбивать шлюпку о скалы. Выпрыгнул на скалы, держа фал от шлюпки в руках. Когда пытался подняться по скалам из воды, несколько раз хорошо стукнуло о скалы волной - удержать фал не смог.
Пока вылез по скалам наверх, снял резиновый костюм, болотные сапоги, куртки - шлюпку отнесло от скал ~ 20 метров.
Нырнул за шлюпкой, пытаясь догнать...
Неумно...! Очень...!!!
Через ~ 8 метров свело мышцы, перехватило дыхание - не мог дышать, и только благодаря "стоячему" бревну, плавающему возле скал, и ангелу-хранителю, смог перевести дыхание, обхватив бревно и оттолкнувшись от него, доплыть обратно до скал...
За секунды, что раздевался - проанализировал ситуацию: что сейчас август, середина лета, берега без льда, в верховьях Енисея в это время года купаются, несмотря на то, что Енисейский залив и огромный, но на температуру воды в основном влияет тёплый Енисей, значит вода не холодная.
Или Енисей в этом году не тёплый, или он вообще не влияет на температуру в Енисейском заливе, или из меня никудышный аналитик, но вода оказалась ледяной, как в горных реках весной, когда тают снега.
Кажется на о.Чаек, где я купался в море, вода была теплее, или я психологически настроил себя, правда больше нескольких секунд в воде провести не мог.
12.45 - шлюпку уже не смог разглядеть в волнах. Азимут 200°.
Развёл большой костёр, просушил вещи, сапоги. Хорошо, что погода без дождя. Провёл ревизию НЗ, носимого всегда с собой, на случай форс-мажора, и оставшихся вещей:
Резиновый костюм, сапоги, тёплая куртка, шерстяная шапка, нож, спички в гермоупаковке, капроновый шнур, компас, часы, mp3-плеер, блокнот с ручкой, ремнабор/нитки, иголка, булавки, леска, рыболовные крючки, 6 конфет-леденцов. Богато! Что ещё нужно, чтобы выжить летом в Арктике!!!
Хорошо, что визуальная память немножко есть - помню карту, которую смотрел утром, прокладывая маршрут движения на сегодня.
До посёлка Диксон по воде, как шёл ~ 50-60 км, по берегу, изрезанному бухтами ~ 100-130 км, 4-5 дней хода максимум. Легко!
Главное целый и здоровый. В северной части бухты Ефремова, когда проходил утром, видел судно, стоящее на якоре. Пошёл на Север, в надежде как можно быстрее дойти до судна и попросить помощи в поисках шлюпки, пока её совсем не унесло в море.
Когда утром останавливался на воде, для центровки груза, мотор переключал на нейтральную скорость, скорость дрейфа шлюпки по GPS при этом ветре 2-2,1 км/ч. Скаждым часом шлюпку относит дальше в море на 2 км!!! Оставил на месте "крушения" штаны от резинового костюма - при "высадке" на берег оторвало лямки + хорошо повредило о скалы. Хорошо заметный, яркий ориентир, может пригодиться.
Через ~ 3 часа (18.00), вышел на избу в бухте Слободская, где рыбачили 3 рыбака с "Хронометра" - судна, которое стоит в бухте Ефремова, и к которому я шёл.
У рыбаков небольшая дюралевая, видавшая виды, неизвестной мне конструкции лодка + лодочный мотор "Selva" 15 л/с
Вторые сутки не могут проверить сети - большая волна. Действительно, техника непригодна для хождения в такую волну. Выпил с рыбаками чаю, разузнал о "Хронометре". Судно со дня на день должно забрать рыбаков.
Ждать нет времени. Один из рыбаков в прошлом году охотился в этих местах, подсказал, как срезать путь через скалы водораздела, чтобы не обходить мыс Ефремов камень.
В дорогу с собой дали банку сгущённого молока и банку тушёнки.
0.30 (через 6 часов) - вышел на недействующую метеостанцию. В одном из разрушенных строений нашёл комнату с печкой. Видно, что комнату поддерживают в жилом виде и недавно здесь были люди.
Растопил печь, вскипятил чай, пытался употребить тушёнку без хлеба - не получилось, мясо плохого качества - пересоленное.
Выпил 1/2 банки сгущённого молока, обогрелся у печки. Погода солнечная, но ночью очень заметно холодает - солнце не греет + сильный северный ветер. Когда переходил водораздел, через скалы, два раза хорошо мотнуло порывами ветра, с трудом устоял на ногах.
При ходьбе жарко, на остановках быстро начинаешь замерзать - это позволяет держать темп, подгоняет.
2.00 - вышел с метеостанции
~ 5.00 - подошёл к р.Ефремова.
Пытался найти брод...
Не нашёл.
Река узкая, но глубокая, глубина начинается сразу у берега. Берега "нехорошие" - глинистые!
Решил переплавляться в самом узком месте, ширина около 20 метров, сделав плот.
Если с деревом вопросов никаких - любой типоразмер на выбор, то с верёвкой проблемы.
Хорошо, что в кармане всегда припасено метра 4 капронового шнура + 0,5 метра тесьмы из капюшона резиновой куртки + офицерский ремень...
Что-то получилось - "жиденькое", "хлипкое", но в то же время вселяющее уверенность - маленькую, но уверенность, что должно всё получиться...
Не получилось.
В двух метрах от берега капроновый шнур рвётся, брёвна расходятся - стою по грудь в воде...
Снял с бревна ремень, вылез на берег, весь в глине.
Отдышался. "Навёл фокус" - левого сапога нет!
Поистине, сегодня не мой день!!!
Остаться в Арктике одному, без шлюпки, без еды - это терпимо, но остаться в Арктике без сапог - это уже перебор.
От души посмеялся над собой, представив, что всё это происходит с кем-то другим.
Снял куртки, оставшийся сапог, носки - полез обратно в реку. Вода немного теплее, чем в море, или мне показалось. Пришлось несколько раз нырять с головой, пока удалось вытащить сапог из глинистого дна.

Время 7.30 3 августа 2008 г.
Перешёл на песчаный берег, отмылся от глины, построил стенку от ветра, под ней настил из брёвен и мха, развёл костёр, просушился.
10.00-13.00 - позволил себе расслабиться. Голова свежая - отдохнула, тело ломит после постели из брёвен, хоть и со мхом.
Прошло уже более суток, как унесло шлюпку, ветер не менялся - это 40-50 км от берега, не считая возможных течений.
До судна ещё ~ 15-20 часов хода, не считая переправ через речки. Неизвестно, стоит ли ещё судно в бухте Ефремова, и есть ли у хозяина судна время и топливо, чтобы искать мою шлюпку в открытом море?
Принял решение. Возвращаюсь обратно к рыбакам, в бухту Слободская. Сокращая, где возможно, расстояния, в 19.00 вышел обратно к избе, где рыбачат рыбаки. К ночи ветер ненадолго стих, ребятам удалось частично проверить сети (нерпа)
На обратном пути, не доходя водораздела "поднял" 3-х оленей, идущих на Север. Перейдя водораздел, уже в бухте Слободской, на песчаной косе, в 10 метрах от берега потревожил важенку с телёнком, застав их врасплох, т.к. ветер был с моря.
Двигаясь по берегу бухты, боковым зрением заметил движение на горе, полого спускающейся к бухте. Погода солнечная, гора хорошо освещена солнцем. Первая мысль была, что это очередной олень, но почему олень встаёт на задние ноги?!
Пригляделся - в 150-200 метрах от меня, контркурсом, шёл полярный волк. Время от времени он делал "свечку" - становился на задние лапы, что-то вынюхивая и выглядывая, видимо выслеживал оленей, которых я встретил в пути. Умное животное! А какой он большой!!! Вставая на задние лапы, он явно был выше моих 1,82 м. Матёрый!
Меня он заметил. Несколько раз принюхивался и внимательно смотрел в мою сторону...
После пережитого, и в силу физической нагрузки, присутствует момент принятия всего, как оно есть, без попыток что-либо изменить, никаких эмоций, страха - драться, так драться, бороться, так бороться - этакий фатализм, причём всё ясно понимаю и оцениваю ситуацию. Выбрал в плавнике крепкий, отполированный песком, двухметровый шест, заточил его с одной стороны - приготовился к любому повороту событий...
Волку моя персона неинтересна - медленно стал подниматься в гору, в поисках более слабого соперника.
Из разговоров с рыбаками узнал, что они тоже видели на днях полярного волка, кого-то выслеживающего. Красивое, мощное животное!
Возможно, это один и тот же волк, добывающий пищу, пока волчица в логове вскармливает волчат? Когда полярные волки приносят потомство?

4 августа 2008 г. понедельник

Восточное побережье Енисейского залива.
Бухта Слободская. Солнечно
Т +10С Ветер ~ 10 м/с "Север"
9.00 - на горизонте появился "Хронометр"
10.00 - поднялся на борт судна. Переговорив с хозяином судна, вкратце, без подробностей, рассказав свою историю, получил добро идти на судне, но ничего конкретного о времени в пути никто сказать не может - всё зависит от улова и желания хозяина судна, может 2 дня, может неделю будем идти до Дудинки. Мне выбирать не из чего, главное, я иду в ту сторону, куда мне надо, а там по ходу дела разберёмся. "Хронометр" частное судно из Красноярска. Хозяин судна каждое лето нанимает капитана с командой и бригаду рыбаков, охотников.
"Ходит" на Север, ловит рыбу, если повезёт, берёт оленя, по пути завозит в п.Диксон коммерсантам товар.
Надо отдать должное хозяину судна - техническое вооружение и оснастка для промысловой деятельности на высоте (если учесть, что я в первый раз находился на каком-либо рыболовном судне).
15.00 - взяли курс на Юг. Весь остаток дня и вечер, провёл на палубе, высматривая в бинокль шлюпку. Тщётно.
Познакомился с капитаном - хороший, сердечный человек. На ночь расположился на раскладушке в каюте с моряками.

5 августа 2008 г. вторник
т/х "Хронометр" Солнечно. Т +12С Ветер ~ 5-6 м/с "Север"
Помогал рыбакам распутывать и чистить сети. Начал читать "дамский роман"... Один раз сделали остановку в районе реки Яковлева, рыбаки на катере ходили на разведку, на тему поиска рыбных мест...
Идём дальше...

6 августа 2008 г. среда
т/х "Хронометр" Солнечно. Т +12С Ветер ~ 5-8 м/с "Север"
Помогал рыбакам распутывать и чистить сети.
11.00 - остановка, рыбаки с хозяином ушли на катере в район реки Муксуниха.
14.30 - на горизонте заметили судно, идущее с Севера.
Обратился к капитану "Хронометра" с просьбой связаться с судном по рации.
Сухогруз "Фёдор Наянов" идёт в Дудинку с Диксона, куда завёз уголь на зиму, и о котором мы слышали, ещё будучи на Диксоне.

- "Хронометр" "Наянову", приём.
- "Хронометр" "Наянову", приём.
- Слушаю
- У нас на борту потерпевший, до Дудинки возьмёте? Приём.
- ... Если доставите на борт, возьмём.
- Спасибо, сбавьте ход. Сейчас подойдут.

Попросил одного из гостей хозяина судна, у которого на борту была лодка, и с которым интересно разговаривал об экспедициях, снаряжении, доставить меня на "Ф.Наянов"
Без вопросов. Договорился с матросом, умеющим управлять краном, чтобы спустили лодку на воду. Попрощался с капитаном, рыбаками, охотниками...
15.00 - поднялся на борт сухогруза "Фёдор Наянов".
Видимо ожидали увидеть какого-нибудь поломанного, порезанного, травмированного человека, "потерпевшего", как меня обозначил капитан "Хронометра", а тут я, живой, здоровый.
Помощник капитана заметно расслабился - здесь тоже не любят лишних, незапланированных неожиданностей, проводил к капитану на мостик. Вкратце рассказал свою историю.
Прямо на мостике накормили пирожками и напоили чаем.
В г.Дудинке будем в 4.00 утра, до этого расположили в каюте для гостей, где уже был один пассажир, идущий с п.Диксон, до г.Дудинка, опоздавший на самолёт, летающий только по вторникам, и в последний момент успел подсесть на "Ф.Наянов".
19.30 - пригласили в кают-компанию на ужин. Много и вкусно! Шведский стол. Команда 11 человек. Ночи заметно темнее - солнце уже садится за горизонт. 3 дня назад, в бухте Слободской, солнце ночью едва касалось горизонта.
Остаток вечера провёл на палубе, слушая Владимира Высоцкого на mp3-плеере, который каким-то образом, после всего, смог остаться в рабочем состоянии.
После месяца на свежем воздухе находиться в каюте, даже с открытым иллюминатором - жарко и душно.
Ночью, заметив меня на палубе, капитан пригласил на мостик, где опять накормил пирожками и напоил чаем. До прихода в Дудинку так и находился на капитанском мостике, наблюдал работу вахты. Интересно.

7 августа 2008 г. в 2.25 с капитанского мостика сухогруза "Ф.Наянов" увидел огни Дудинки.

-= Маршрут пройден, но не закончен... =-

Этапы экспедиции:
I-й этап: р.Норильская - р.Пясина 27.06.08-3.07.08 - 7 дней, пройдено 90 км
II-й этап: р.Пясина - Большой Арктический заповедник, избы Слудского 4.07.08-16.07.08 - 13 дней, пройдено 697 км
III-й этап: Большой Арктический заповедник, избы Слудского - м.Входной - о.Моржово - п.Диксон 17.07.08-26.07.08 - 10 дней, пройдено 290 км
IV-й этап: п.Диксон-г.Дудинка 1.08.08-2.08.08 - 2 дня, пройдено 50 км

Ходовых дней
I-й этап - 3 дня
II-й этап - 10 дней
III-й этап - 4 дня
IV-й этап - 2 дня

Всего пройдено на шлюпке - 1130 км

Пересечено 4-е параллели
70° с.ш. - 3.07.08
71° с.ш. - 6.07.08
72° с.ш. - 9.07.08
73° с.ш. - 16.07.08


"Наконец, остаётся мне, изъявив чистосердечное признание в недостатках и неисправности моего слога, попросить у
читателя великодушного в том извинения, в котором он тем паче отказать не может, что я по роду моей службы никогда не помышлял быть автором. При сочинении моих путешествий, я старался украсить все предметы не витийством или плавностью слога, но истиной."

Капитан I-го ранга Юрий Фёдорович Лисянский, командир шлюпа "Нева", совершивший первую русскую кругосветную экспедицию вокруг земного шара. 7.08.1803-5.08.1806



(c)Игорь Петлин 2009г.



______________________________________________
Tags: ue0bff, В.С., Игорь Петлин
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments