Юрий (taimyr) wrote,
Юрий
taimyr

Categories:

Диксон


На берегу встретили матроса с парома "Станислав Гуменюк", пришвартованного здесь же, на причале. Ничего вразумительного по поводу гостиницы и что где находится, сказать не смог, т.к. сам работает на пароме 1-й сезон.
Определились с местом стоянки, приступили к разгрузке снаряжения, вещей.


Пришли к причалу

Заметив активное движение, не свойственное в это время для лодочной станции, к нам подошёл Мазанов Сергей - колоритная личность. Правая рука по локоть отсутствует, вместо руки, к культяпе пристёгивается на ремнях крюк из нержавеющей стали + какой-то фасонный чёрный берет на голове.
Сам Сергей долгое время рыбачил на р.Пясина, хорошо знает Анатолия Моткова и Александра Власенко. После распада отрасли, самостоятельно рыбачил на точке "Шахта Северная" на реке Угольной, где мы останавливались; возил рыбу в п.Диксон. Но уже больше 10 лет, как окончательно перебрался "на деревню" - так промысловики называют п.Диксон. Руку потерял на зимовье на о.Чаек, где мы останавливались (В.С. работал оттуда в эфире), - оторвало шумовой ракетой с самодельным запалом. В дальнейшем от людей слышал и другую версию - что руку отрубили на зимовке, за дела нехорошие.
Как бы там не было, узнав откуда мы, сколько прошли, кого видели, встретили на пути, Сергей предоставил нам свой лодочный балок для особо ценных вещей (лодочные моторы, мачта, антенна, генератор), остальные вещи и топливо загрузили обратно в шлюпку, вытащенную на берег, закрыли тентом; нашёл комменданта гостиницы и устроил нас в трёхместный номер, расположенный в однокомнатной квартире жилого дома.
Самого здания гостиницы в посёлке в данный момент не существует, три гостиничных номера находятся в жилых домах, пустующих квартирах, перепрофилированных под гостиничные номера и видимо запросто "справляются" с приезжающими на Диксон.
Номер нам достался светлый, просторный, мягкие кровати, постельное бельё, кресла, телевизор, ковры, холодильник, эл.чайник, посуда, горячая вода, ванна...
Пока В.С. разбирал вещи, занимался стиркой, сходил в магазин купить продуктов для торжественного ужина в честь прихода на Диксон.
Выбор в магазине большой - фантазии у меня осталось намного меньше. После 30-минутных раздумий, помощи продавщицы, закупился: спагетти, тушёнка, майонез, свежий хлеб и салат из капусты. Всё!
Богатейшая фантазия! В.С. тоже обратил на это внимание... Сергей Мазанов угостил 2-мя рыбами омуль, В.С. потушил рыбу, приготовил сагудай. Ужин удался на славу. Между водкой и разбавленным спиртом разница существует!
Из окон номера видна пристань, где стоит шлюпка с вещами. ~ в 1.00 ночи обратили внимание на движения в районе лодочной станции, хоть нас и предупреждали, уверяли в полной сохранности шлюпки и вещей - момент беспокойства возник. Собрался (взял радиостанцию), пошёл на причал убедиться в сохранности имущества.
Издали заметил УАЗик, людей, стоящих возле нашей шлюпки. Подошёл, познакомились. Одни ребята сливали бензин из машины для лодочного мотора, другие - только вернулись с рыбалки, разгружали лодку (Я 25 двухтактный).
Ребята обсуждали шлюпку, её характеристики, формы, возможности, очень живо интересовались нашей экспедицией, её маршрутом...
Сам факт нашего прихода на Диксон, расставил все точки над "и".

27 июля 2008 г. воскресенье
Карское море. Енисейский залив. п.Диксон
Солнечно. Т +12С. Ветер 5-8 м/с "Север"
Знакомились с посёлком. Ходили к обелиску, возведённому в память о моряках-североморцах, погибших в августе 1942 года при защите п.Диксона от немецкого крейсера "Адмирал Шеер".

Никто не забыт, ничто не забыто!

Недалеко от обелиска, на постаменте, стоит артиллерийское орудие времён ВОВ, рядом находится могила, с памятником в виде снаряда, командира артиллерийской береговой батареи, защищавшей посёлок Диксон с берега. Прах командира был захоронен по его завещанию уже после Великой Отечественной войны.

Орудие, вид на посёлок

Весь комплекс памятников находится на высоком месте и виден из любой части посёлка. Метрах в 150-ти ниже комплекса, на обрывистом берегу стоит крест из плавника, поставленный на месте гибели норвежского моряка Петера Тессема из экспедиции Руаля Амундсена на шхуне "Мод", останки которого в августе 1922 года обнаружил Н.А.Бегичев в экспедиции Н.Н.Урванцева, по маршруту которой мы идём.

Памятный знак на месте, где нашли норвежского моряка.

Немного выше стоит камень с якорем и цепями - могила П.Тессема, перезахороненного в 50-х годах норвежцами, специально для этого приезжавшими в п.Диксон. Умеют помнить. Возле каждого памятника чистота и довольно свежие венки, сразу видно, что за памятниками следят, ухаживают.

Памятник Тессему

Посетили памятник Никифору Алексеевичу Бегичеву, отважному исследователю Таймыра, первопроходцу, прах которого был замурован в постамент памятника. На валунах возле памятника, по русскому обычаю, помянули Никифора Алексеевича, великий был человек.

Памятник Никифору Бегичеву.

Осматривая посёлок, вышли на неработающий завод ЖБИ, всё без присмотра, частично отсутствуют окна, двери, ворота, но само здание, склады, гараж, находятся в удовлетворительном состоянии.
На "подтоварке" ещё осталась готовая продукция завода: сваи, бетонные блоки, плиты.
В своё время завод обеспечивал стройматериалами не только посёлок, но и всю Советскую Арктику: Новая Земля, многочисленные полярные станции и посёлки, где применялись изделия ЖБИ. Завод находится на самой высокой окраине посёлка, и когда мы по пожарным лестницам поднялись на крышу самого высокого производственного здания (~ 35-40 м), то оказались на самой высокой точке посёлка Диксон и его окрестностей.
Куда хватало взгляда - выше было только голубое небо с редкими облаками. Великолепная панорама посёлка, океана, тундры.

Общая панорама посёлка.


Вид на море

На обратном пути, пытаясь срезать, перелезая через какие-то трубы, разрушенные заборы, оказались на территории пограничной заставы. На выходе через ворота, из КПП выскочил пограничник и совместно со своей женой объяснили нам, что пограничная застава - секретный объект, и находиться на её территории посторонним категорически запрещено. Сильно удивились, когда узнали, что с "тыла" заставы отсутствуют всякие ограждения, предупреждающие плакаты и любой может спокойно попасть в расположение заставы.
Вечером приходил Сергей Мазанов. В первом часу ночи вновь ходили к памятникам - было оранжевое освещение от ночного солнца. На обратном пути в гостиницу были "задержаны" для проверки документов нетрезвыми девушками, которые представились работниками погранзаставы, гуляющими по посёлку после дня рождения. Девчатам хотелось продолжения банкета... Не получилось.

28 июля 2008 г. понедельник
Карское море. Енисейский залив. п.Диксон
Солнечно. Т +15С.
Тихо.
Проснулись - 12.00
Ходили в управление морского порта, к комменданту гостиницы, зарегистрироваться официально и оплатить гостиничный номер.

Пневмоход

Оплатили за 4-е дня, по среду включительно (по 4200 руб. с человека)
В четверг собираемся пойти дальше, каждый своим путём.
В.С. решил пытаться подсесть на какой-нибудь пароход, баржу, идущие до г.Дудинки. Крайний вариант - 5 августа, во вторник, на самолёте. Самолёты Алыкель-Диксон и обратно летают один раз в неделю по вторникам (стоимость билета 7637 руб без доплаты за багаж) 5-го августа В.С. необходимо быть уже на работе, опаздывать нежелательно, очень.
Я с п.Диксон по телефону через А.Ворожцова попросил продлить отпуск на 15 дней "без содержания". Думаю должны дать, т.к. по словам А.Ворожцова, в тресте в курсе, где мы находимся, что делаем и даже отслеживают наше продвижение по картам, тем более был телеанонс нашей экспедиции.
С учётом этих 15 дней, у меня есть время до 13 августа, чтобы самостоятельно закончить маршрут, замкнуть "кругосветку" в автономе.
Топлива и моторного масла, из расчёта на одного человека и снизившееся количество груза, должно хватить до Дудинки, но для полной уверенности буду пробовать достать ещё литров 20 АИ93. Всё очень правильно расчитали, когда готовились, и скорость движения, и расход топлива, несмотря на то, что большой мотор поставили на 80 км раньше расчётного места. С топливом на Диксоне не так всё плохо, как нас информировали. АИ80 - есть, достать его можно, с АИ93 и выше - сложнее, его используют только рыбаки, у которых импортные лодочные моторы, а таких в посёлке немного, и они, каждый индивидуально, самостоятельно договариваются с коммерсантами, капитанами судов о доставке бензина за деньги или за рыбу. Какой-то резерв АИ93 есть в администрации посёлка у главврача больницы, куда нам советовали обратиться. Если задаться целью, думаю вопрос с АИ93 можно решить.
Литров 20 АИ93 лишние не были бы, но из-за них "поднимать" на уши весь посёлок несерьёзно.
По предварительным подсчётам, путь до Дудинки займет 8-10 дней, в зависимости от погоды, если идти вдвоём. Если В.С. уйдёт на барже, со своим оборудованием, то загрузка шлюпки значительно уменьшится и один смогу дойти до Дудинки максимум дней за 6-7.
А вдруг получится выйти на глиссер? Мечты!
Зашли в администрацию посёлка, поставили печати в отпускные листы, удостоверяющие наше прибывание в п.Диксон.
У секретаря администрации поинтересовались, где находится музей, или красный уголок, рассказывающий об освоении Арктики, и о котором нам рассказывали на зимовье Убойная.
Один телефонный звонок - и нас уже ждут в школе, где находится краеведческий музей. Всё запросто, без жеманства и напряжения.
Музей поразил!


Очень много интересных экспонатов, статей, макетов. Всё разделено по тематикам, начиная от стенда защиты п.Диксон от крейсера "Адмирал Шеер" в 1942 году, заканчивая стендом об американском городе-побратиме - Dixon.
Большой и интересный стенд истории освоения Арктики, Таймыра, много материала об экспедиции В.Русанова на шхуне "Геркулес", об Н.Бегичеве, А.Миддендорфе, Р.Амундсене... Некоторые статьи из газет - 70-х годов прошлого века, есть раритетные книги, датируемые 1940-ми годами.
Поразило, что в такой небольшой комнате музея, 5х8 метров, может быть сконцентрировано столько информации, собранной не одним поколением учеников и их преподавателями. Всё очень красиво и грамотно оформлено - стенды не "перебивают" друг друга, а являются частями одного целого.
За один раз столько информации воспринять, а тем более запомнить - невозможно. А хочется всё и сразу. Если получится, надо зайти в музей ещё раз.
На странице №37 в книге отзывов и пожеланий, сделали записи о своих впечатлениях от школы и музея.
Книга отзывов ведётся с 1.01.1989 г. Очень интересно было читать отзывы и пожелания участников полярных экспедиций, проходящих через п.Диксон, работников дрейфующих станций, капитанов ледоколов, гостей, оставивших свои записи в книге, среди них есть запись в стихах Виктора Петровича Астафьева. Много записей на иностранных языках.
Незаметно провели в музее более двух с половиной часов. Прошли экскурсией по школе. Чисто, по домашнему уютно. На 60 учеников - 23 учителя + 11 человек обслуживающего персонала.
На память, учителя школы подарили нам буклеты о Таймыре. Радушные и гостеприимные учителя самой северной школы (в России точно)
Поднимались на борт судна "Советская Арктика", подошедшего к причалу п.Диксон. В.С. по телефону из Норильска попросили принять узкоспециализированную информацию в области теле-радио сигналов. Нашли и познакомились с нужным человеком, научным сотрудником Ленинградского института Арктики и Антарктики, который закончил Ленинградский горный институт. Узнав, что мы тоже горняки, закончившие УГГГА (Уральская Государственная Горно-​Геологическая академия), был предложен тост клюквенной наливки - за горняков. Не отказались.
"Советская Арктика" - частное судно, которое, когда позволяют финансовые возможности, нанимает институт Арктики и Антарктики, для обследования и изучения почв грунта, мерзлоты в низовьях Енисея и прибрежных островах. В этом (2008) году они планируют исследовать о.Сибирякова.
Вечером В.С., по договорённости, человек должен был отвезти на остров Диксон, для работы в эфире с острова - не получилось, человек "ушёл в штопор".
Пошли на лодочную станцию, в надежде на водный автостоп. Получилось. Познакомились с ребятами, собиравшимися на остров, на рыбалку. И которые запросто согласились помочь и с доставкой на остров, и с крышей над головой, и с электроэнергией для радиостанции на острове.
22.20 В.С. в компании 2-х местных ребят "ушёл" на о.Диксон.

Дима Асовский


Слева Вася Штолин

Ночью гулял по набережной. Ходил к памятнику Н.А.Бегичева.

29 июля 2008 г. вторник
Карское море. Енисейский залив. п.Диксон
Солнечно. Т +15С.
Тихо.
Проснулся - 12.00
В.С. - на о.Диксон, работает в эфире. Осматривал посёлок, обошёл вокруг. ~ 80% жилых домов пустуют - стоят с заколоченными подъездами, окнами - законсервированы до лучших времён.
Численность населения ~ 750 человек. Это вместе с рыбаками, охотниками, живущими на промысловых точках, зимовьях вне посёлка.

Бывший Морпорт


Диксон - наша жизнь


Таймыр за мир!


Улицы посёлка, с рисунками. Иногда скребущими по сердцу.


Орудие, солнечно

В посёлке 2 магазина, расположенных в одном большом здании бывшего Дома быта, в котором сейчас только они и находятся. В районе комплекса памятников, рядом с бывшей вертолётной площадкой, на камнях, обнаружил много надписей с именами, датами, годами, написанными людьми уезжающими с Диксона, туристами, военными... - людьми, желающими обозначить и зафиксировать в памяти и надписях своё нахождение в посёлке Диксон - столице Арктики.
Некоторым это удалось.
Интересно, что по прошествии времени, в силу качества используемой краски или особенностей местного климата, многие надписи, некоторые датированные началом 80-х годов прошлого века, сохранились в очень хорошем состоянии (краска даже блестит на солнце). С точки зрения эстетики - всё уместно и логично. Особенно запомнилась надпись 1979 года!
Зашёл в школу. С помощью Александра, который работает в школе и с которым ещё раньше мы познакомились на лодочной станции, "перекачал" через компьютер фотографии с фотика на флешкарту, освободив память фотоаппарата.
Зашёл ещё раз в музей. Опять впечатлён. Вечером работал с картами, упорядочил записи в дневнике.

30 июля 2008 г. среда
Карское море. Енисейский залив. п.Диксон
Пасмурно.
Т +8С
Ветер 3-5 м/с "Север"
8.30 - на пароме "ушёл" на о.Диксон за В.С., как было договорено. На причале острова встретил Василия, парня, с которым В.С. "ушёл" на лодке. Из нашего быстрого разговора между высадкой и посадкой на паром, понял, что вещи В.С. в рыбацком балке, сам В.С. где-то на радиостанции - в миру "Передающая", и что они всю ночь "работали в эфире".
По установленной антенне нашёл рыбацкий балок, про который говорил Василий. Вещи есть, Виктора Спартаковича с аппаратурой нет...
Какая-то радиостанция.


На дальнем плане гостиница "Аэропорт" на острове Диксон


Работа в эфире с острова Диксон


Собак на острове Диксон


Трёхдиапазонная антенна фирмы RQuad, установленная на о.Диксон

Обошёл весь посёлок на острове - разруха полная.
На весь посёлок 4-5 двух-четырёхэтажных жилых домов, остальные стоят без окон, без дверей, людей не видно. Если бы не ветер и чайки, создающие хоть какое-то движение и звук, то посёлок напоминал бы "зону" из рассказа братьев Стругацких "Сталкер".
Если на материковой части посёлка за пустующими домами следят - окна, двери закрыты щитами, подводка теплотрасс к домам законсервирована в расчёте, что что-нибудь, когда-нибудь может произойти. И жилплощадь опять будет востребована, то с острова люди похоже уходят навсегда...
Побывал на братской могиле моряков-североморцев, защищавших остров Диксон в 1942 году, где установлен большой памятник погибшим.
Контраст - брошенные, разрушающиеся дома, улицы и среди этого стоит памятник - большой, чистый, с искусственными венками, а вокруг никого...
Дошёл до аэропорта, хотел посмотреть памятник полярной авиации в виде Ли-2, рядом с которым находится памятник погибшим в авиакатастрофе вертолёта Ми-8, на мысе Стерлеговом в 1995 году.
К памятнику не пустили, он находится на территории аэродрома, рядом со взлётной полосой.
Зачем ставить памятники там, куда нельзя пройти? Зачем я вообще спрашивал разрешения...?
С помощью метеоролога Анатолия Бухты, океанолога, работающего на метеостанции острова, с которым познакомился, осматривая посёлок, нашёл здание первой радиостанции, с первого выхода в эфир с которой, в 1915 году, началось летоисчисление посёлка Диксон. Здание радиостанции находится в удовлетворительном состоянии, несмотря на годы.
Из под местами осыпавшейся штукатурки хорошо видно соединение брёвен на углах здания - ласточкин хвост. Раньше в этом здании жили, затем была баня, теперь здание пустует, но не заброшено, двери, окна закрыты.
Невдалеке стоит ещё одно небольшое здание - ровестница радиостанции, когда-то они были первыми постройками на острове, возведёнными в один год. Здание также сохранилось очень хорошо, на нём до сих пор существует вывеска "Фотокружок".
13.00 - нашёлся В.С., привезли в балок с другого конца острова, с радиостанции "Передающая". Поговорить не удалось...
14.00 - "ушёл" на пароме обратно на "материк", В.С. остался в балке на острове.
Перенёс оставшиеся вещи, продукты из шлюпки в гостиницу. Скомплектовал питание из расчёта на одного человека, на 10 дней, собрал и упаковал вещи, зарядил все аккумуляторы... - полностью подготовился к завтрашнему отходу.
18:00 - встретил паром с острова в ожидании В.С. Через Василия В.С. передал, что придёт с острова завтра, в 14.00. С завтрашним отходом, как планировал, ничего не получится - обязательно необходимо встретиться с В.С. Скоординировать наши действия.
Если со мной всё ясно - я иду на шлюпке по р.Енисею, до г.Дудинки, то с отправкой В.С. много неопределённого...
Вечер: переменная облачность, Т +15С, тихо.
Ходил на причал, покидал спинниг. Два раза рыба-омуль хватала блесну, один раз даже на 1 метр вытащил рыбу из воды - сорвалась. Очень нежные губы у омуля. Пытался отправить SMS по спутниковому телефону - безуспешно.
Tags: ue0bff, В.С., Игорь Петлин
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments