Юрий (taimyr) wrote,
Юрий
taimyr

Categories:

Пром-Тарея - Усть Тарея - Кряж Бырранга - пробоина в барже - Пура - Александр Маркони

14 июля 2008 г. понедельник
точка Пром-Тарея (правый берег)
N 73°15'16"
E 90°35'87"

Карта. т. Пром-Тарея

17.15 - причалили к берегу, в заливе реки Люнгфада.
Интересно, откуда такое название реки? Здесь, на берегах ручья, впадающего в р.Люнгфада, Игорь Половников с Пром-Тареи находил древние морские раковины, окаменелых моллюсков, в достаточно большом количестве.
Хотели с В.С. осмотреть ручей, собрать на память экземпляры ископаемых животных. Очень интересная тема.
Прошли пешком около 1 км по болотистому, топкому берегу, с которого недавно сошла вода, оставив льдины разных размеров и причудливых форм.

Пейзаж со льдом.

Некоторое время мы были даже озадачены, увидев на другом берегу залива останки разбившегося самолёта. Даже в бинокль можно было разглядеть стеклянную кабину, хвост, одно крыло, открытую дверь.... Хотели уже переправиться на шлюпке к месту крушения, но изменилось освещение, угол, под которым наблюдали за объектом, и всё сразу стало на свои места - нагромождение льда при некотором освещении, создавало иллюзию упавшего борта.
Дойдя до ручья были разочарованы - ручей и его берега стоят под мощным покровом льда и снега, что делает невозможным даже хоть как-то увидеть русло.
19.20 - пристали к острову Намарандинский, на котором находится посёлок Усть-Тарея.

Карта. Усть Тарея, заброшенный аэродром, Кряж Бырранга.

Взлётная полоса, занесённая песком и илом; брошенная снегоуборочная техника; смотровая вышка над зданием аэропорта; столбы с электрическими проводами вдоль разрушенных строений; упавшая и переломившаяся на несколько частей высокая мачта с антеннами; небольшой свинарник с загоном для 5-6 свиней; обрушающийся северный берег, подмываемый сильным течением реки, уже вплотную подошедший к строениям и уничтоживший их часть; большое количество гусиных гнёзд с яйцами, гусей, чувствующих себя вольготно на острове, из-за отсутствия всяких хищников. Несколько раз гуси выскакивали из строений, где у них находятся гнёзда - совсем страх потеряли. Интересная получилась экскурсия.

Витины фотографии Усть-Тареи: сброшенная спутниковая тарелка, сломанная мачта (судя по всему привода для аэродрома или УКВ-связь), подмытое основание здания, упавшая стена.


"Рогатая" лампа ГУ-81 и целое "сокровище" - сундук с этими лампами, замытый песком, уходящий в небытие...


Снегоуборочное приспособление, новое, похоже им так и не разу не воспользовались.


Грейдер, погружающийся в песок, обратите внимание на руль.


Здание с подпорками.


Необычно увидеть среди всего этого простую детскую коляску, да, здесь тоже рождались люди.


Бульдозер.


Бывший посёлок Усть-Тарея. Дома.

Кусочек передатчика "Арктика" с инструкцией по приведению его в готовность и по обеспечению передачи сигнала бедствия.

Раньше люди в посёлке жили-были основательно: клали камины, мастерили себе спортивные тренажёры, не даром пос.Усть-Тарея был одним из самых крупных посёлков такого типа во времена разведки и освоения Таймырского Севера.
21.00 - закончили осмотр, отчалили с острова.
По нашим планам, мы должны были дойти до избы за Кряжем Бырранга и там встать на ночлег.
Видимо, нам неточно указали на карте место расположения избы...
23.30 - не найдя избы, встали двумя палатками на ночёвку (правый берег)
Отправил по спутниковому телефону SMS Ворожцову Алексею. Пасмурно, может начаться дождь.
Т +9С
Ветер - 3 м/с "Северо-Восток"
Легли в 2.00

15 июля 2008 г. вторник
Ночёвка "Верхняя Бырранга (правый берег)
N 73°13'35"
E 89°12'08"
Т +10С
Ветер - 3 м/с "Север"
Проснулись - 9.50
При подготовке шлюпки и баржи к выходу и ежедневном осмотре обнаружили в днище баржи пробоину диаметром 25-30 мм. Не порез, не прорыв, а протёртое место - или на точке Пром-Тарея, или на нынешней ночёвке-стоянке, дно баржи волнами протёрло о берег. Ещё вчера В.С. заметил, что баржа ведёт себя в управлении не так, как всегда, видимо всё же повреждение было получено на Пром-Тарее. Досадно.
Как не старался за всем углядеть - не получилось. Терять время на ремонт - а это около суток - не хочется, тем более, за время пути лодку-прицеп сильно потрепало + изначальное её состояние, в котором она нам досталась... Уже раньше стало ясно, что для баржи это последний маршрут...
Переупаковали и перераспределили вещи.
12.07 - с пробоиной в днище, отчалили от берега.
Скорость движения - 9-10 км/ч. Баржа на 1/5 заполнена водой, но баллоны держат. Удивительно, но скорость даже не упала. Через ~500 м вниз по реке, за мысом, обнаружили избу, которую вчера так тщетно искали. Немного не дошли. Бывает.
Утром, при распределении груза, центр тяжести специально переместили к корме. Напрасно!
Баржа стала сильно рыскать из стороны в сторону с большой амплитудой + увеличенная масса - в результате появилась большая инерция, которая сильно затрудняет управление шлюпкой (рывки, развороты), постоянно приходится прилагать усилия на румпель, чтобы держать выбранный курс.
Для улучшения управляемости, изменили способ буксировки - взяли баржу под борт шлюпки. Сразу улучшилась управляемость и на ~1 км/ч возросла скорость!
Надо было раньше поэкспериментировать со способом буксировки, хотя, если верить "умным книжкам", скорость у нас должна была значительно упасть. Единственный минус этого способа - когда баржа идёт с подветренного борта, происходит сильное забрызгивание шлюпки; необходимо перед выходом учитывать направление ветра.
"Развилку" у протоки Мокоритто прошли по протоке Белоярской, вдоль высокого и красивого урочища Белый Яр.

Пейзаж в дороге. Кручи.

23.30 - причалили к промысловой точке Пура.

Карта. т. Пура

На берег, встречать нас вышел живущий здесь рыбак, Власенко Александр, которого на реке зовут - Маркони, как итальянского изобретателя радио (который "изобрёл" радио уже после того, как это сделал наш соотечественник - Александр Попов). В прошлом Александр работал радистом на Усть-Тарее.
На точке Александр поддерживает чистоту и порядок, что сразу бросается в глаза по сравнению с другими промысловыми урочищами. Всё аккуратно соскладировано, накрыто от дождя... Всё по-хозяйски. Есть радиостанция, самодельные приспособления для жизни. "Я научился убивать время", - его слова.

Когда Витя с Игорем сказали, что прибыли с Пром-Тареи, где видели Игоря и Анатолия, Александр сказал:
- Да вот они были у меня недавно.
- Когда недавно-то? - ничего вроде об этом не рассказывали.
- Да вот они на снегоходе приезжали.
- На каком снегоходе? Снега-то нет уже!
- Да вот они в апреле у меня были!
:-)

Живёт Александр на точке один с собакой по кличке Бим.

Бим, точка Пура.


Игорь и Александр Власенко.

Одногодку, брата Бима, несколько лет назад, на глазах у Бима, прямо на точке, разорвала пара полярных волков.
Последний раз Александр выезжал отсюда в г.Норильск в 2002 году (кажется тогда были какие-то выборы). Время от времени на точку Пура к Сане приезжали, жили, зимовали люди. В последние годы Александр зимует один, с собакой.
Продуктов длительного хранения в леднике, с советских ещё времён, осталось не на одну пятилетку. Летом на точку приходит коммерсант на катере, с которым у Александра договор, завозит некоторые продукты - вывозит пойманную рыбу.
В прошлом году, осенью, его катер сел на мель на озере Пясино, снять катер до ледостава не смогли, придёт ли в этом году - неизвестно.
За ужином Александр рассказал много интересных случаев из своей жизни (бивень мамонта... труба для печи из консервных банок...), интересовался ценами на продукты, жизнью в городе.
Поразил своей огромной эрудированностью, феноменальной памятью.
Очень удивила Александра и заинтересовала пластиковая банка из под соли, с закрывающимися отверстиями на крышке. До этого дня он таких банок не видел! Обменялись на металлическую банку из под кофе.
Облачно.
Т +9С
Ветер -1 м/с "Север"
Легли в 1.00
До точки Пура по правому берегу, последние годы стали доходить овцебыки, видимо на озере Таймыр, где они начали своё возрождение на Таймыре, стало не хватать корма из-за сильно возросшей популяции, если они проходят такие большие расстояния, а может, это естесственная миграция.
На высоком левом берегу, недалеко от места впадения р.Пура в р.Пясина, ближе к промысловой точке, стоит памятник в память о катастрофе вертолёта Ми-4, который упал в Пясину напротив промысловой точки Пура. Один вертолётчик утонул.
"Добровольная самоизоляция" - так охарактеризовал свой образ жизни Александр и ответил на наш вопрос: "Почему он здесь?" Развивать тему не стали. У каждого свой путь.


16 июля 2008 г. среда
Промысловая точка Пура (левый берег)
Облачно
Т +7С
Ветер 3-5 м/с "Северо-Восток"
Проснулись - 7.30
Утром, при осмотре и подготовке лодок и вещей к выходу, обнаружили что генератор, транспортируемый в барже на металлической канистре, полностью залит водой. Хотя на дне лодки была вода, генератор стоял выше. Видимо во время вчерашнего перехода по волнам его хорошо наплескало.
Перенесли генератор в шлюпку, установили на палубе, пусть продувается ветром. Александр в дорогу угостил солёным гольцом разного посола, свежим, самоиспечённым хлебом.
Заметно, что человек соскучился по общению, не против, если мы погостим у него ещё денёк.
Но нам необходимо идти дальше, укладываться в график движения, тем более что и погода позволяет.
Сегодня, если всё будет без форс-мажора, мы должны закончить второй этап нашей экспедиции - дойти до границы заповедника "Большой Арктический", на карте обозначенной, как избы Слудского.
В.С. взял частоты радиосвязи, на которых промысловики общаются между собой, обещал попробовать выйти с ними на связь из г.Талнаха. Сфотографировались на память, попрощались,

Фото на память.

и в 11.30 отчалили от берега.
Бим видимо тоже соскучился по общению с людьми после долгой зимы и ещё долго сопровождал нас по берегу, а когда понял, что мы не вернёмся, отчаянно бросился в реку, пытаясь нас догнать. Без вариантов - мы уже далеко от берега...
Через некоторое время Бим благополучно выбрался на берег и медленно побрёл в сторону точки... Давно известно, что животные обладают чувствами...

Бим
Tags: ue0bff, В.С., Игорь Петлин
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments