?

Log in

No account? Create an account
Фильму "Кин-дза-дза" 20 лет Сегодня мы с помощью создателей картины… -
June 1st, 2006
10:06 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Фильму "Кин-дза-дза" 20 лет

Сегодня мы с помощью создателей картины можем проследить, как складывалась судьба фильма на планете Земля (номер 013 в тентуре).
Сотворение Плюка
Из разговора с Георгием Данелия, режиссером и соавтором сценария:
- Я улетал из Тбилиси, провожал меня сценарист Резо Габриадзе. Мы с ним начали болтать, и вдруг у нас сама собой "наболталась" история о том, как два человека оказались на другой планете. То, что мы писали два месяца, пришлось выкинуть: история никуда не вела. И вот тогда-то я набросал эскиз ракеты - пепелаца. Всё много раз менялось, но именно такой пепелац через несколько лет появился у нас в картине. Над сценарием мы работали долго. У меня, в Москве. Но потом у меня начался ремонт, и мы перебрались в гостиницу грузинского постпредства, где жил Резо. А там окна выходят на посольство какой-то африканской страны. И вот, когда мы уже потеряли счет времени, я спрашиваю у Габриадзе: "Резо, сколько времени мы пишем сценарий?" Он говорит: "Вон, видишь, там у посольства постовой стоит?" Я говорю:"Вижу". "А в каком он чине?" - спрашивает Резо. "Ну, старший лейтенант", - говорю я. "А когда мы начинали, он был сержант", - отвечает Резо.
Из разговора с Юрием Яковлевым, исполнителем роли пацака Би:
- В сценарии я ничего не понял. Но на роль инопланетянина тем не менее согласился. По одной простой причине - очень хотелось сниматься у Данелия. В любом качестве. Данелия очень долго объяснял мне, чего он от меня хочет. В конечном счете я ему просто доверился - его авторитету, его таланту.
Из разговора с Павлом Лебешевым, оператором-постановщиком:
- Сценарий "Кин-дза-дза!" не был для меня таким уж непривычным. Фантастику я всегда любил. Хотя для меня это была реальная история. В сценарии Данелия и Габриадзе все настолько похоже на нашу жизнь, на весь маразм, который нас окружал, на всю эту затхлость и ужас, с этими ПЖ - власть имущими, купающимися в бассейнах, когда у народа нет воды, - что у меня не было никаких сомнений: в сценарии было выведено наше общество.
Из разговора с Георгием Данелия:
- Почему в начале 80-х вы вдруг ощутили тягу к такому странному жанру, как фантастическая комедия?
- Вовсе не для того, чтобы что-то такое сказать эзоповым языком или спрятать фигу в кармане. Я, если уж что говорил, всегда говорил прямо. Просто мы спросили сами себя: вот человечество все ждет откуда-то высокоцивилизованных пришельцев, а откуда им взяться? Нас вдруг осенило: раз уж Вселенная бесконечна, то и таких созданий, как люди, тоже рассеяно бесконечное множество. И мы задали себе вопрос: до чего дойдет цивилизация, если она будет развиваться тем же путем, что и наша?
- Как проходил столь необычный для того времени сценарий через Госкино, как его оценивали чиновники?
- Кому я ни давал читать сценарий, в нем никто ничего не понимал: "Какие-то чатлане, пацаки, ку!" Тогдашний министр кино Камшалов, так тот просто сказал мне: "Если бы это был не твой сценарий, я эту х..ню бросил бы читать на первой странице!" А так ему пришлось дочитать до конца и, хоть он и ни бельмеса не понял, все-таки запустить фильм.
Поисками пепелаца занимался КГБ
Из разговора с Павлом Лебешевым:
- В Госкино сидели одни идиоты! На сто чиновников - 98 идиотов! Но если бы они были нормальными людьми, они бы просто не дали снимать это кино. Потому что более антисоветского, революционного - по всем понятиям - сценария я в жизни своей не читал!
Из разговора с Георгием Данелия:
- На всех этапах работа шла очень трудно. Прошел год - ничего из реквизита нет. Я пошел к начальству, но там ничего не сделали. Тогда я решил ехать в экспедицию с тем, что было.
Съемки шли так, что временами казалось, что ребята с планеты Плюк как-то узнали, что мы снимаем про них картину, и принялись всячески нам мешать... То декорация у нас горела, то пепелац вместо Каракумов отправили во Владивосток. Нашли его только через полтора месяца при помощи КГБ. Железнодорожники ответили, что они за пепелацы никакой ответственности не несут. А мы вместо того чтобы снимать в пустыне весной, попали в самое пекло!
Костюмов не было. Вот что надето на Леонове: ботинки - из картины "Тиль Уленшпигель". Матросские брезентовые брюки. Взяли какое-то зимнее белье, прожгли ворс и покрасили в коричневый цвет, натянули ему на туловище. Потом еще нам летчики со сверхзвуковых самолетов подарили старые летные костюмы. Если их разобрать, получится масса интересных вещей. Вот на голову Леонову мы и надели... гульфик от этого самого костюма. Мы жили в Небит-Даге. Там находится военный аэродром, а на свалках повсюду разбросаны потрясающие атрибуты. И я постоянно рылся на свалке, группа в ужасе хватала меня за руки: свалки кишели скорпионами. И вот я нашел там кусок какой-то ткани и прилепил на жопу Леонову! А костюм для Яковлева я самолично красил в пустыне в ванне с чернилами.
Однажды нам нужно было срочно снять одну из важных сцен. Я приезжаю на съемку, а на площадке - никаких декораций, один только администратор стоит. И грустно так говорит, что декорации выехали, но, скорее всего, застряли в песках. Ну что делать? Мы сели на машину, проехали по пустыне километров сорок и напали на какую-то свалку, куда выкидывали детали от нефтяных вышек - такие ржавые, похожие на кресты! Я был в полном восторге! Но их же нужно было еще вывезти! Таксист-туркмен обещал помочь с краном. И вот останавливает он одного туркмена, начинает его уговаривать, бурно руками размахивает, а я из всего речевого потока понимаю только "Леонов... Леонов... Леонов". Так мы и перевезли эти два креста, в декорации из которых и сняли всю сцену.
Жар камеру не ломит
Из разговора с Юрием Яковлевым:
- График съемок был суровый: утром в 6 утра - выезд в пустыню, иначе снимать нельзя, жара страшная. Днем температура песка доходила до 80 - 90 градусов. Работать было трудно. "Кин-дза-дза!" - самая тяжелая, самая страшная моя картина. Каждые 2 - 3 дня я летал в Москву и обратно: продолжал играть спектакли в Театре Вахтангова. И так все лето и осень.
Из разговора с Георгием Данелия:
- Помимо натуры, было у нас еще и несколько интерьеров. И каких! Мы снимали в местах, куда точно не ступала нога ни одного режиссера. В местах, покрытых вековой пылью. Например, на колосниках павильона. А эпизод, в котором герои в клетке поют "Мама, мама, что я буду делать", мы снимали под вращающейся сценой Театра Армии.
- Говорят, американцы возжелали узнать секрет использованных вами спецэффектов...
- Их больше всего поразила дешевизна. Еще на предварительных стадиях мы решили, что не будем повторять то, что уже было во многих фильмах - все эти суперсовременные летательные аппараты и прочие атрибуты будущего. Раз уж на нашей планете Плюк все загнивает, то и это все должно быть жуткое, ржавое. Как вы понимаете, в наших условиях этого добиться не так трудно.
Из разговора с Юрием Яковлевым:
- Со сценарием случались большие накладки. За день до съёмок Данелия раздавал актерам текст сцены, мы за ночь его выучивали. Но за ночь он успевал полностью переписать сцену и утром, как ни в чем не бывало, подсовывал совершенно новый текст нам. Не могу сказать, чтобы актерам это так уж нравилось. Текст-то был, мягко говоря, нестандартный.
Культовые фильмы иногда проваливаются
Из разговора с Георгием Данелия:
- На премьере в Доме кино фильм полностью провалился. Пошли письма возмущенных зрителей с вопросами типа: куда смотрит правительство? на что тратятся народные деньги? кто позволяет хорошим артистам сниматься в такой ерунде? как не стыдно режиссеру морочить голову советскому народу, и проч.
Из разговора с Юрием Яковлевым:
- Когда я впервые увидел картину, я опять-таки в ней ничего не понял. И был вообще страшно разочарован и в Данелия, и в себе. Реакция на фильм была, мягко говоря, очень неоднозначной.
Из разговора с Георгием Данелия:
- В отличие от моих коллег Параджанова или Тарковского мне в общем-то никогда не было плевать, уходят с моих фильмов зрители или нет. Я всегда стремился достичь уровня Чаплина, когда картину понимает и самый умный зритель, и не самый умный...
С "Кин-дза-дзой" в конечном итоге всё так и вышло. Среди массы ругательных писем было и несколько хвалебных. Читаю, например, одно письмо: "Уважаемый Георгий Николаевич! Мы пристально следим за вашим творчеством. Нам очень нравятся ваши картины, в особенности "Кин-дза-дза!", где вы предрекаете будущее нашей планеты. Мы слышали резкие высказывания в адрес картины, не обращайте на них никакого внимания!" И подпись: ученики 4-го класса такой-то школы. А с другой стороны, академик Лихачев написал где-то, что это блестящий фильм. Не скрою, оценка человека такого масштаба была мне очень приятна.
Из разговора с Юрием Яковлевым:
- Старшее поколение картину не приняло. Но при этом молодежь от 12 и старше и тогда, и сейчас принимает фильм совершенно на "ура". Мой младший сын, которому сейчас 30, всегда считал и до сих пор считает "Кин-дза-дзу!" лучшим фильмом Данелия.
Из разговора с Георгием Данелия:
- Фильму 15 лет. Сбываются ли заложенные в него прогнозы?
- К сожалению, все сбывается: у нас есть теперь пацаки, есть чатлане. Словарный запас уменьшился, скоро останутся только "ку" и "кю".
С композитором Гией Канчели мы специально добивались очень противного звука в фонограмме фильма - чтобы как бритвой по стеклу, чтобы мурашки шли по телу и чувство отвращения поднималось в душе. Но когда я сейчас слушаю в машине музыку к фильму, отвращения у меня нет. Может быть, потому что в реальной жизни все гораздо ужаснее?
Послесловие
Большинство создателей "Кин-дза-дзы" все эти 15 лет продолжали активно заниматься творческой деятельностью. Георгий Данелия поставил еще несколько замечательных фильмов, а недавно закончил новую картину - "Фортуна" - с Вахтангом Кикабидзе в главной роли. Павел Лебешев снял самые успешные фильмы последних лет - от "'Кавказского пленника" до "Сибирского цирюльника". Станислав Любшин уцелел в последних чистках во МХАТе, вызванных приходом нового руководства. Юрий Яковлев продолжает служить в Театре Вахтангова. Исполнитель роли Гедевана, Леван Габриадзе, живет ныне в Чехии. И все они, и мы храним светлую память об актере милостью Божией - Евгении Павловиче Леонове.
Подготовил Стас ТЫРКИН.

КРАТКИЙ ЧАТЛАНО-ПАЦАКСКИЙ СЛОВАРЬ
ПАЦАКИ - низшая каста.
ЧАТЛАНЕ - высшая каста.
КЦ - спичка.
ЦАК - колокольчик для носа.
ЭЦИХ - ящик для узников.
ЭЦИЛОПП - представитель власти.
ПЕПЕЛАЦ - межзвездный корабль.
ГРАВИЦАППА - деталь от мотора пепелаца.
КЮ - допустимое в обществе ругательство.
КУ - все остальные слова.

Статья старая. Павел Лебешев к сожалению ушёл в 2003 году.

(2 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:belyi_krolik
Date:June 1st, 2006 06:18 pm (UTC)
(Link)
Спасибо, что не поленился и запостил :) Иногда читать о том как создавался фильм бывает не менее интересно, чем смотреть его. Тем более что "Кин-дза-дзу" люблю нежно :) Эх, придется порыться сегодня в закромах Родины и откопать кассетку для вечернего просмотра :))
[User Picture]
From:taimyr
Date:June 1st, 2006 10:55 pm (UTC)
(Link)
да не за что, самому было интересно
Powered by LiveJournal.com