?

Log in

No account? Create an account
Тура -
February 27th, 2011
09:28 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Тура


Рейс Норильск-Красноярск вылетал рано утром. Договорившись, что стартовать будем от Андрея/UA0BA, свезли все тяжёлые и габаритные вещи к нему домой.
В назначенный час вынесли багаж на улицу и стали ожидать Олега,
который должен был подбросить нас в порт.
Вокруг завывал ветер, по двору на высоте второго этажа летала по кругу картонная коробка.
Через 50 минут перезваниваем. Машина не завелась, Олег поехал в гараж за второй.
Минут через двадцать подошла «Газель», в которую мы оперативно загрузились и выдвинулись в аэропорт «Алыкель».
Выехав из города и миновав Медный завод, у машины погасло всё электрооборудование, заглох двигатель.
Олежек, матерясь и сообщая нам, что так не бывает, и кто-то из нас согрешил, скрывается под капотом. Андрей безучастно смотрит в пространство и изрекает, - «А что мы ещё можем поделать?»
Олег тем временем начинает шевелить проводку.
На мгновенье оживает магнитола, о чём мы ставим его в известность.
После этого он некоторое время ищет в чужой машине отвертку, прикручивает отвалившийся контакт, мотор заводится, появляется свет, едем.
Кругом бушует пурга, иногда вставая стеной перед лобовым стеклом.


Около посёлка Алыкель, откуда-то сверху, из снежной мглы, вываливается самолёт с выпущенной механизацией, показав нам свой подсвеченный хвост и огни аэронавигации. Но длится это недолго, и как бы поразмыслив, он вновь заныривает в белую неизвестность.
Приехали, через некоторое время борт под рейс всё-таки прибыл, началась регистрация. У нас перегруз около сорока килограммов. Доплачиваем, после досмотра садимся в самолёт. Его тягачом отгоняют поближе к полосе, и он три часа стоит в ожидании. При этом фюзеляж сотрясает ветром, и в принципе понятно - зря сидим. Потом нас выпускают в здание вокзала. Тяготясь вынужденным бездельем, читаю на небольшом стеклянном кубике для пожертвований "Молитву путешествующего по воздуху". Поразительно, значит есть и такая! В ней были такие слова:

"...Владыко, благослови путь наш и воздушное шествие,
запрещая бурям же и ветрам противным,
и лодию воздушную целу и невредиму соблюдая,
спасительное и небурное по воздуху превождение нам даруя и благое намерение совершившим нам во здравии и в мире возратитися изволь..."

Вылетели в 16.15, вместо 7.30.
В Емельяново нас встретили красноярцы Андрей/UA0ANW и Владимир/UA0AGI. Отделение выдачи багажа красивое, сам же аэропорт обрюзг немного, экраны информационного табло вылета-прилёта ходят волнами от электрических наводок. Основную часть вещей мы оставили в камере хранения, а сами поехали в глухую сибирскую деревеньку недалеко от Красноярска. Темнеет быстро, вокруг много снега, и тишина, до звона в ушах. Витя/RW0BG поджарил на печи (которая топится дровами) в сковородке яичницу с колбасой. И ещё мы попарились в русской бане. Это было замечательно.
На следующий день Андрей/UA0BA поехал в Красноярск, договориться, чтобы в Туре нас встретили. Заодно прокатился на канатной дороге в Бобровом логу. В это время мы с Виктором Спартаковичем отмеряли РК-кабель, антенны IV, паяли разъёмы (кабель ждал нас в Красноярске). Вечером снова была баня.
Самолёт, Ан-26-100, авиакомпании «Красавиа». Билет до Туры стоил примерно столько же, как и Норильск-Красноярск - чуть больше 8000 рублей.


Вылетели по расписанию, на регистрации долго ждали, т.к. у нас был перевес. Перед пробегом самолёт несколько раз выводил двигатели на режим, на реактивных обычно такого не делают.
На подлёте к Туре было видно слева реку, извивающуюся среди не очень высоких гор с покатыми склонами, до самых вершин поросшими не особенно могучей, но всё-таки тайгой - Нижняя Тунгуска. В аэропорту "Горный" Туры нас встретили Павел и Андрей. Спросили, «почто без багажа». Оказывается, здесь принято забирать его самим. Вернувшись, застали картину как наши коробки "выпинывают" из самолёта, т.к. борт тут же снова загружается и летит обратно. Отрывные багажные бирки, выданные в Красноярске, не пригодились.
На УАЗике-буханке довезли нас до гостиницы "Север" в Туре. По пути рассказали, кто мы и зачем, сравнили северные надбавки. В Туре на «этом» берегу - 1,6, на другом - 1,7 (в Норильске 1,8). Но все живут на «этом» в основном. Население 6000 вместе с собаками, собак много. Пригласили в гости на "Орбиту".
Попытаюсь объяснить читателю, почему нам нужно было лететь в Туру. Во-первых, это отдельный район по программе RDA, Эвенкийский, после объединения находится в составе Красноярского края, поэтому нам нет необходимости получать отдельное разрешение на выход отсюда в эфир, можно просто работать /0. В этом году в соревнованиях RDXC положение не менялось (пересматривается раз в пять лет), и по нему он числился ещё как EV (Эвенкия), то есть отдельным районом, который добавляет дополнительно очков за работу с ним. Радиолюбители тут вообще-то есть, но в данное время они не очень активны в эфире, в силу множества причин. Ещё Нижняя Тунгуска, которая является прообразом Угрюм-реки в романе Шишкова. Примерно в двухстах километрах на северо-запад находится географический центр России, и в двухстах километрах точно к югу - место предположительного падения Тунгусского метеорита. В результате будущего строительства плотины ГЭС, которое запланировали ещё в СССР, посёлок Тура попадает в зону затопления (если конечно её будут строить).
В гостинице удалось поселиться для начала на три дня. К сожалению, пространство вокруг опутано разными проводами, что не позволяет развернуть здесь все наши антенны. И вряд ли мы найдём понимание у постояльцев, работая SSB ночью.
Зашли в столовую при гостинице. Это комната, в которой есть всё для приготовления и хранения пищи, но готовить и добывать нужно самим. В посёлке нет кафешек или каких-либо других заведений общепита, во всяком случае, мне не встречались. Очень своебразно устроена канализация и водопровод. В гостинице вода в кранах была горячая и солёноватая на вкус. Питьевую оттаивали в специальных бочках из кубиков льда.


На дереве растёт какой-то лишайник, это на высоте метров семь от земли.


Тура стоит на слиянии двух рек – Нижней Тунгуски и Кочечума. Вода из реки изначально солёная, как нам объяснили, её русло затрагивает месторождения натриевой соли. Во время Великой Отечественной войны силами заключённых и вольнонаёмных здесь добывали поваренную соль для фронта.
Питьевую воду зимой извлекают изо льда. Лёд часто можно увидеть на улице, его складируют недалеко от подъездов. Оплавленный солнцем, прозрачный, он радовал глаз переливами. Кто сам пилит, но можно и купить. Один кубик – это около 8 литров воды, 25 рублей.
Канализация во многих домах попросту отсутствует. В лучшем случае проведён слив до сточных канав за фасадами домов, в худшем - нечистоты при помощи ведёр сбрасываются в кучу вместе с мусором, всё это замерзает, и на непривычного к подобным видам городского человека это производит удручающее впечатление.
Затем отправились на прогулку по посёлку с целью поиска радиолюбителей.
На протяжении всего пребывания впечатления от общения с местными жителями были самые приятные. А Андрею/UA0BA Тура напомнила Нюрбу, посёлок в Якутии, где он родился и жил в детстве. Воспоминания переполняли его.
Мы знали, что здесь живёт радиолюбитель UA0HAJ, Мечислав Плескач. Скоро нам подсказали, где примерно находится его дом. Ситуация, которую трудно представить, попробуй мы так же искать в городе. У подъезда дома мы увидели человека лет под пятьдесят, с седыми усами, в лётной куртке и шапке. Он посмотрел на нас, крякнул, и не спеша направился к открытым воротам гаража. Там же стояла молодая женщина с ребёнком. Спросили у неё - "Да вот же, - говорит, - вот он пошёл!" Подошли, познакомились. Мечислав обрадовался, что мы его нашли. По профессии он оказался лётчик, в настоящее время списавшийся с лётной работы, а раньше летал на Ан-2, Ан-3, Ан-24, Ан-32. Поведали ему о наших задачах и спросили совета, где в посёлке можно развернуть позицию, чтобы никому не мешать, и где имелась бы возможность установки КВ-антенн. Один из вариантов был рядом с его домом, где имелась небольшая огороженная спортивная площадка и балок, правда не электрифицированный и заваленный вещами. Рядом с этим местом, прямо в черте посёлка, находится аэропорт для малой авиации. Поэтому решили поискать ещё.
Так совпало, что сегодня Мечислав впервые за 1,5 месяца завёл машину (до этого стояли сильные морозы за тридцать градусов), и это оказалось для нас очень кстати. Через полчаса мы были уже на Орбите, так называлось место на горе вблизи посёлка, откуда производится ТВ-вещание. Вокруг был девственный таёжный лес, недавно выпавший ослепительно белый снег чуть выше колена, весь усеян следами, по которым можно читать книгу леса. Зайцы, горностай, белки, были и следы собак. В предзакатный час раздавались звуки спешившей жизни: дробь дятла, голоса каких-то птиц и животных. Метрах в тридцати был обрыв и красивый вид на Нижнюю Тунгуску. По небу часто проходили, оставляя белый след, самолёты. За всё время нашего пребывания почти полностью отсутствовал ветер, хотя по весне тут бывает. По приезду температура днём была -5С, потом -13С, ночью чуть похолоднее. По краю обрыва идёт протоптанная невесть кем тропинка. И воздух чистый, морозный и свежий.

Небольшое лирическое отступление о самой станции «Орбита».

Введена в эксплуатацию в 1975 году для приёма сигналов Центрального телевидения, ретранслируемых спутником "Молния-1" с высокой эллиптической орбиты (40000 км в апогее, составляет основную часть, и высота 500 км в перигее (над южным полушарием), период обращения 12 часов, из них в режиме ретрансляции на северное полушарие - 8-10 часов). Передатчик работал в диапазоне волн около 1 ГГц. В конструкции усилителя мощности спутника было принято оригинальное решение - отказаться от баллона лампы, т.к. космический вакуум более глубок, чем создаваемый в земных условиях в баллонах радиоламп, это позволило значительно снизить размеры передающего тракта. Приёмная станция представляет собой комплекс сооружений, состоящих из поворотной параболической антенны диаметром 12 метров, установленной на круглом железобетонном здании и приёмного устройства, находящегося внутри. Зеркало антенны изготовлено из алюминиевого сплава и имеет массу 5,5 т, а вместе с опорно-поворотным устройством - около 50 т. На входе, для уменьшения внутренних шумов, был установлен параметрический усилитель, охлаждаемый жидким азотом. Антенна "находила" спутник, и постоянно сопровождала его при помощи следящего устройства с автоматической или полуавтоматической системой управления. А технологические перерывы, во время которых мы в детстве могли лицезреть таблицу настройки и слышать: - "Это канал звукового сопровождения программы "Орбита-3" Центрального телевидения", являлось ничем иным, как работой по перенастройке приёмной антенны на начальную часть зоны радиовидимости спутника, который в это время преодолевал низкую часть орбиты с другой стороны земного шара. Потом появились новые геостационарные спутники, которые постоянно "висят" на одном месте в районе экватора и требуют лишь единичной точной настройки. И новые, более компактные антенны, работающие на частотах повыше и созданные на новой элементной базе. В итоге надобность в эксплуатации этой антенны отпала, и сейчас это не более чем памятник, нашему, поражающему своей грандиозностью, прошлому.


У входа нас встретил огромный полосато-серый кот с железной цепью вместо ошейника, позже вышел уже знакомый нам Павел, начальник станции.


Нам предложили небольшой не отапливаемый домик, переоборудованный под склад. У стены на полках стояли неисправные телевизоры, у окна просторный рабочий стол, кресло, стул и даже небольшой диван, в стене специальные отверстия для ввода кабеля. Решив рассмотреть все варианты (а их было ещё два), мы уехали, но вариант с горой в результате оказался самым приемлемым. Договорились, что въедем сюда завтра. Нам дали ключ от помещения и нашли пару ТЭН-ов.
В сумерках мы развернули у гостиницы антенну IV на 20-40 метров. И Витя с Андреем всю ночь работали в эфире своими позывными /0 по RDA программе (на 40 метров в основном). Пайлап был приличный. Прохождение тут выглядит иначе по сравнению с широтами 69-й параллели. В предзакатные часы в это время года хорошо открыт 20 м диапазон, потом он прикрывается, но может часов до 22-х ещё быть дееспособным, а потом на 40 метров до восхода. Вот эти-то 40 метров в наших широтах ощущаются не так живо.


18 марта подъехал Мечислав на Ниве без переднего сидения. Загрузили большую часть груза к нему, и вызвали ещё такси (80-100 руб. по посёлку, до Орбиты - 120). Для обогрева комнаты приспособили дополнительно находившуюся там тепловую пушку, масляный радиатор и воздуходувку, которую предоставил UA0HAJ. Также Мечислав снабдил Андрея валенками (у нас с Виктором были), и выделил электрочайник. Сначала казалось, что на улице гораздо теплее, но постепенно комната начала прогреваться, вечером было уже +4С.


За день собрали трёхэлементную яги. Спартакович впопыхах дома забыл положить деталь, стыкующую две половинки шестиметрового бума, пришлось спилить подходящих размеров дерево и изготовить вставку из него. Оттяжки от телескопа закрепили за тяжёлые металлоконструкции, которые были обнаружены нами под снегом прямо у стен нашей радиорубки. Во время установки из станции периодически выходил народ, посмотреть на это действо. И Павел с Андреем, намекая на то, что запечённый в духовке чир скоро будет готов. Невзирая на это, кроме TH3, в тот день мы успели поставить ещё десятиметровую стеклопластиковую мачту и растянуть на ней IV на 80 и 160 метров, один из лучей которой был закреплён у самого обрыва. КСВ на 160 метров оказался больше 3 (а должен быть 1), что вело к значительному падению выходной мощности. Когда 20-ка скисла, работали на 80 метров, и, встретив на частоте Александра/RA0BA (который находился в Норильске), провели с ним QSO на 160 метров.


Потом всё-таки воспользовались приглашением ребят на ужин. Стол был богатый: запечённый хатангский чир, пол-литровая банка с красной икрой, салат оливье, жареный олень и т.д. всё очень вкусно! Поздно вечером я поехал в гостиницу на такси (ребята работали в эфире). После проб и ошибок, мы выбрали фирму, в которой было две машины такси, приезжала правда всегда одна (потрёпанная жизнью тойота универсал), но быстро.
Кстати, в холодное время по льду реки функционирует зимник. По нему в посёлок завозят продукты и товары, а также, помимо грузовых, могут перемещаться легковые автомобили. Наверное, это положительно влияет на формирование цен. В навигацию, в Туру ходят баржи. Нам предрекали, что цены на продукты питания нас сильно удивят. Конечно стоит всё по-разному, но в основном не дороже, чем в Норильске.
Тура находится ниже полярного круга, поэтому летом здесь не бывает солнечных ночей, но белые бывают.


19 марта 2010 г.
Гулял по посёлку, отметил отпускной билет в администрации, ходил по зимнику в сторону Нидыма, смотрел на рыбаков. Рыбу зимой здесь ловят, установив на лёд вдоль зимника ниже по течению после слияния рек небольшие деревянные кибитки. Внутри доступ к полынье – выпиленному бензопилой квадратному отверстию (примерно метр на метр). Установлена небольшая печка, теплоизолированная от льда. Покрытие из дерева, чтобы можно было сидеть не застудив ноги. Сам процесс ловли таков: закрывается дверь, глаза привыкают к темноте и за счёт внешнего освещения, проникающего через лёд, рыбак как по телевизору видит проходящую в полынье рыбу. После чего подводит к ней снасть (зимнюю удочку) и ловит её. Попадается в основном хариус, налим.
Установили вторую IV 40-10 м. К вечеру этого дня вдруг неожиданно понял, что заболел какой-то простудой. Из носа у меня потекло, поднялась температура. Некстати, ох как некстати.


На фотокарточке видимо герб Туры. Мамонт олицетворяет собой посёлок, стоящий на слиянии двух рек. Своими бивнями он покоряет реку Кочечум, изображённую в виде дракона.


20 марта 2010 г.
После работы на станции лучше мне не стало и ближе к вечеру пошли искать аптеку. Одна из двух уже закрылась, а вторую долго не могли найти, пока не зашли в какой-то магазинчик и хозяин вышел вместе с нами и просто проводил до неё. Вот так – мелочь, а приятно.
Читали объявление: неблагоустроенная 2-х комнатная квартира с центральным отоплением в двухэтажном доме площадью 48 квадратов продается за 850 тыс. руб. Это на уровне 3 комн. благоустроенной улучшенной планировки в Норильске.
Вечером этого дня начались соревнования. Меня как больного и ненужного отпустили в гостиницу. По пути на такси увидел, как патрульно-постовая машина подъехала к подросткам, которые шли с бутылкой пива вроде. Что лишний раз подтверждает правило, что порядок там, где за ним следят.


21 марта 2010 г.
Утром почувствовал прилив свежих сил и решил дойти до Орбиты пешком. По дороге видел заблудившегося дятла.


Фотографировал вид на речку. Случайно обернувшись, увидел девушку-эвенку, шедшую по тропинке. Подошла она совершенно бесшумно, даже снег не скрипел. Синильга. Так вот кто по этой тропинке ходит. Постояла на краю обрыва и пошла гулять дальше. Я же отправился на станцию.
Правильно подобранная конфигурация обогревающих устройств принесла свои плоды – в помещении заметно потеплело. Но в виду того, что ребята всю ночь за работой в эфире курили, и дым многократно проходил через калорифер, дышать в помещении было не чем совершенно. Пришлось проветривать, хотя некоторые и протестовали – с дымом улетучивалось и добытое с таким трудом тепло.
Ночью с Орбиты приходил дежурный инженер и сказал, что ему звонили из посёлка. Наша аппаратура при работе на 40-метровом диапазоне ставит помеху. И не абы где, а на частотах СТС и ТНТ (кошмар!) Скорее всего, излучение наводилось на НЧ-схемы ретрансляторов, потому что от всех телевизоров и их антенн мы были далеко. Пришлось работу прекратить, что конечно повлияло на конечный результат.


22 марта 2010 г.
После соревнований Витя и Андрей отдыхали до обеда. Затем работа в эфире по программе RDA. Гуляли по посёлку. Сняли часть антенн. Мечислав принес целый пакет подвяленной мороженной оленины - это правильно изготовленная юкола. В Норильске её пересаливают, к сожалению. Витя остался работать в эфире один на ночь.
Память от Олимпиады-80, остались в наличии только первые три буквы и символ - медвежонок.


Урок физкультуры.


Внутри поселкового авиавокзала. Расписание движения вертолётов и ностальгическая табличка из прошлого.


Слева-направо: Андрей/UA0BA, Мечислав/UA0HAJ, Витя/RW0BG


23-24 марта 2010 г.
Утром демонтировали всё оборудование, упаковали. Нас отвезли в аэропорт.


Приехали самыми первыми, чтобы успеть оплатить перегруз. Самолёт на этот раз попался Ан-24РВ. Загрузили багаж. Первый ряд в салоне был завален почтовыми отправлениями и накрыт специальной сеткой. Погода ясная, солнечная. После взлёта накормили лёгким обедом. Кстати, йогурты на высоте забавно вздуваются.


Дальше – деревня, баня. На следующий день - Емельяново, Алыкель, Норильск. Север встретил нас ярким солнечным днём и позёмкой, а я так уже отвык от ветра.

Кто до сюда дочитал - фантастическая картинка на рабочий стол.

Tags: , ,

(14 comments | Leave a comment)

Comments
 
From:(Anonymous)
Date:February 27th, 2011 04:36 pm (UTC)

СУПЕР ЭКСПЕДИЦИЯ !

(Link)
Спасибо! За интересный рассказ! Красавчики!
жаль, что была от вас помеха, а то бы ..... ЭХ!
73! До встречи в эфире
ALEX RO9O
[User Picture]
From:morita
Date:February 27th, 2011 04:38 pm (UTC)
(Link)
красивые места!
From:(Anonymous)
Date:February 27th, 2011 05:33 pm (UTC)

Мамонт на слиянии двух рек.

(Link)
Юрий, спасибо за рассказ!
Быстро летит время, уже почти год прошел.
Пора намечать планы следующих экспедиций?!
--
73 de RA0BA Alex.
г. Норильск.
From:(Anonymous)
Date:February 27th, 2011 06:25 pm (UTC)

Тура

(Link)
Спасибо за интересный рассказ и замечательные фото.
Читал и немного завидовал: экзотика, экстрим, красота.
Спасибо за подтверждение района, аж на трёх диапазонах.

73! Alex, UA4HIP
[User Picture]
From:rw0bg
Date:March 12th, 2011 04:50 pm (UTC)

Re: Тура

(Link)
Экзотика -нет, экстрим -нет, наоборот, отдыхали после таймырских морозов-ветров, спичкой концы капроновых верёвок подпаливал на улице не прикрывая ладонью!!! Люди все приветливые и доброжелательные. Хотя, если бы поискали, думаю бы нашли ... :)Красота - да-а-а-а-а.
[User Picture]
From:Alex Kolmychek
Date:February 28th, 2011 04:30 am (UTC)
(Link)
Спасибо огромное за интересный рассказ и замечательные фото.
73! Александр RN7A
[User Picture]
From:rw0bg
Date:February 28th, 2011 04:39 pm (UTC)
(Link)
на этой волне просматриваю фотографии - особенное впечателние оставил, конечно, урок физкультуры - на фото всего не видно, а между тем мы , наверное минут 10-15 там стояли. Э-эх , счастливые дети...
[User Picture]
From:taimyr
Date:February 28th, 2011 04:42 pm (UTC)
(Link)
согласен
[User Picture]
From:skosh_11
Date:February 28th, 2011 04:50 pm (UTC)

Просто здорово!

(Link)
Спасибо! Было очень интересно почитать.
Сергей UA4PCA.
[User Picture]
From:hrun_morjov
Date:February 28th, 2011 06:14 pm (UTC)
(Link)
Молодцы!
[User Picture]
From:rw6hkf
Date:March 1st, 2011 10:46 am (UTC)
(Link)
Огромное спасибо за рассказ!
Снимки отличные, приятно увидеть лица тех, кого знаешь только по голосу в эфире и переписке в RDA chat :)
[User Picture]
From:Сергей Николаев
Date:March 1st, 2011 10:52 am (UTC)
(Link)
Прочел на одном дыхании, сейчас смакую!
Спасибо, Мужики!

73! Сергей. RA9MX.
From:(Anonymous)
Date:March 1st, 2011 10:55 pm (UTC)

Класс!!!

(Link)
Прочитал рассказ с ОГРОМНЫМ удовольствием.
Как счас помню, звал Андрея, UA0BA/0.
Просто молодцы!!!

73! de RT1O/1
Павел
[User Picture]
From:paul_schultz
Date:April 22nd, 2011 02:08 am (UTC)
(Link)
хе-хе...
летом 2009 меня занесло на всё лето на вахту в Туру - и как раз возле "Орбиты" мы разгребали свалку радиотехнического мусора, чтобы найти какие-то запчасти для ремонта старой допотопной аппаратуры в тамошних тепловых сетях...


эх, ностальгия!!!
Powered by LiveJournal.com