?

Log in

No account? Create an account
Окончание -
March 9th, 2009
09:53 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Окончание
31 июля 2008 г. четверг
Карское море. Енисейский залив. п.Диксон
Переменная облачность, Т +8С. Тихо.

8.45 - с острова вернулся В.С. К острову Диксон подошёл и сливается наливной танкер "Виктор Астафьев", через сутки подойдёт к "материку", возможно с ним у В.С. получится дойти до Дудинки. Всё неопределённо. День прошёл в последующих приготовлениях к отходу. Вечером ходили на причал, в надежде поймать свежего омуля на прощальный ужин. Омуль блесну берёт, но срывается - рвёт себе рот.
В.С. поймал 2-х бычков - страшные - отпустил.
Солнечно.
Т +17С. Тихо.

1 августа 2008 г. пятница
Карское море. Енисейский залив. п.Диксон
Солнечно
Т +12С. Ветер 5-8 м/с "Север". Волна.
День выхода.
Перенесли вещи из гостиницы на лодочный причал.
Спустили шлюпку на воду. Приготовил топливо из расчёта на 150 км пути, собрал ЗИП, ремнабор, загрузил в шлюпку бензин, вещи, установил Я 20.
"Виктор Астафьев" ночью подошёл к материку, "сливается". Игорю, сотруднику заповедника Большой Арктический на Диксоне, на танкере "Виктор Астафьев" привезли 400 л А93. Узнав про мою ситуацию с топливом, сам предложил А93. Мне надо только 20 литров. От какой-либо оплаты категорически отказался. Этих 20 литров не хватало для полного снятия топливного вопроса на маршруте, исходя из расчетов, должен уложиться в свои 300 литров. Теперь топлива хватит 100%!
Вместе с Петровичем, капитаном парома "Станислав Гуменюк", с которым познакомились на лодочном причале, В.С. ходил на танкер "В.Астафьев", вести разговор о возможности взять его пассажиром до г.Дудинки. Получилось!!!
У Петровича на "В.Астафьеве" знакомства - одного его поручения за В.С. хватило, чтобы решить вопрос положительно, без лишних распросов.
Время - 14.30
Время отправления танкера - 17.00 В.С. ушёл собирать вещи, сдавать ключи от гостиницы, купить продуктов в дорогу. Всё нужно сделать быстро, оперативно... Местные рыбаки пытались отговорить от выхода, предлагая перенести выход на завтра, объясняя это большим волнением на море.
Разве это волнение!
Для их дюралек - это волна, для нашей шлюпки класса "море" - это не вопрос, специально выбирал шлюпку исходя из таких условий. По р.Пясина шли и в большую волну, а тут ещё и ветер попутный - иди-не хочу. Песня!
15.30 - В.С. готов к отходу, спешит на танкер.
Попрощались. Дальше идём по одному. В.С. свои задачи выполнил, мне же ещё необходимо закончить свой маршрут, дойти до г.Дудинка - замкнуть "кругосветку".
16.00 - отчалил от лодочной станции посёлка Диксон. 3 раза причаливал к берегу, перекладывал вещи, топливо, перераспределял массу груза. Тщётно. На глиссер выйти не удалось. Скорость 11-13 км/ч
20.00 - мыс Светящий, остановился на ночёвку, прошёл примерно 25 км. Ночевал в бухте мыса, прямо в шлюпке, укрывшись тентом. Один легко, с комфортом разместился на палубе в шлюпке.

Вспомнил. В.С. встретился на причале с радиолюбителем, живущим на острове. Долго разговаривали, нашли общих знакомых. Остался недоволен встречей.

Хотел зайти на р.Лемберова, в устье которой находилось старое зимовье времён ВСЭ, и где останавливались её участники, но из разговоров с рыбаками, которые ловят в том районе рыбу, узнал, что останки зимовья, во время шторма 4 года назад, смыло в море.

2 августа 2008 г. суббота
Восточный берег Енисейского залива
Мыс Светящий
Солнечно
Т +12С Ветер 8-12 м/с "Север"
Волна
Проснулся - 4.30
Позавтракал приготовленным на Диксоне "сухпаем".
Переложил вещи в шлюпке - в очередной раз, пытаясь распределить вес груза.
5.45 - отчалил от берега.
-= Глиссер!!! =-
Приходится применять акробатические приёмы, чтобы вывести шлюпку на глиссер: ложиться на палубу, перенося свой вес как можно ближе к носу и двумя пальцами регулировать газ, а потом быстро пересаживаться на место.
Как бы там ни было - иду на глиссере!
Время выхода на глиссирование ~ 10 сек. Скорость - 22-25 км/ч!!!
Винт грузовой. Часто "сваливаюсь" с глиссера, чуть сбавляя газ, ниже допустимого минимума. Очень маленький диапазон регулировки газа между глиссирующим и экономичным режимом. Приходится заново заниматься акробатикой.
11.40 - пытался пристать к берегу в последней маленькой бухточке на мысе Бражникова, перед самой бухтой, для окончательной центровки груза.
При подходе к берегу заглушил и поднял мотор, расчитывая по инерции дойти до берега. Не расчитал.
Ветер с берега "съел" всю инерцию, и понёс шлюпку на скалы. Времени опускать и заводить мотор не было, начал отталкиваться руками от скал, пытаясь уберечь шлюпку от повреждений.
Выйдя из под защиты бухты, которая сглаживала силу волн, волны в разы усилились, стали захлёстывать и разбивать шлюпку о скалы. Выпрыгнул на скалы, держа фал от шлюпки в руках. Когда пытался подняться по скалам из воды, несколько раз хорошо стукнуло о скалы волной - удержать фал не смог.
Пока вылез по скалам наверх, снял резиновый костюм, болотные сапоги, куртки - шлюпку отнесло от скал ~ 20 метров.
Нырнул за шлюпкой, пытаясь догнать...
Неумно...! Очень...!!!
Через ~ 8 метров свело мышцы, перехватило дыхание - не мог дышать, и только благодаря "стоячему" бревну, плавающему возле скал, и ангелу-хранителю, смог перевести дыхание, обхватив бревно и оттолкнувшись от него, доплыть обратно до скал...
За секунды, что раздевался - проанализировал ситуацию: что сейчас август, середина лета, берега без льда, в верховьях Енисея в это время года купаются, несмотря на то, что Енисейский залив и огромный, но на температуру воды в основном влияет тёплый Енисей, значит вода не холодная.
Или Енисей в этом году не тёплый, или он вообще не влияет на температуру в Енисейском заливе, или из меня никудышный аналитик, но вода оказалась ледяной, как в горных реках весной, когда тают снега.
Кажется на о.Чаек, где я купался в море, вода была теплее, или я психологически настроил себя, правда больше нескольких секунд в воде провести не мог.
12.45 - шлюпку уже не смог разглядеть в волнах. Азимут 200°.
Развёл большой костёр, просушил вещи, сапоги. Хорошо, что погода без дождя. Провёл ревизию НЗ, носимого всегда с собой, на случай форс-мажора, и оставшихся вещей:
Резиновый костюм, сапоги, тёплая куртка, шерстяная шапка, нож, спички в гермоупаковке, капроновый шнур, компас, часы, mp3-плеер, блокнот с ручкой, ремнабор/нитки, иголка, булавки, леска, рыболовные крючки, 6 конфет-леденцов. Богато! Что ещё нужно, чтобы выжить летом в Арктике!!!
Хорошо, что визуальная память немножко есть - помню карту, которую смотрел утром, прокладывая маршрут движения на сегодня.
До посёлка Диксон по воде, как шёл ~ 50-60 км, по берегу, изрезанному бухтами ~ 100-130 км, 4-5 дней хода максимум. Легко!
Главное целый и здоровый. В северной части бухты Ефремова, когда проходил утром, видел судно, стоящее на якоре. Пошёл на Север, в надежде как можно быстрее дойти до судна и попросить помощи в поисках шлюпки, пока её совсем не унесло в море.
Когда утром останавливался на воде, для центровки груза, мотор переключал на нейтральную скорость, скорость дрейфа шлюпки по GPS при этом ветре 2-2,1 км/ч. Скаждым часом шлюпку относит дальше в море на 2 км!!! Оставил на месте "крушения" штаны от резинового костюма - при "высадке" на берег оторвало лямки + хорошо повредило о скалы. Хорошо заметный, яркий ориентир, может пригодиться.
Через ~ 3 часа (18.00), вышел на избу в бухте Слободская, где рыбачили 3 рыбака с "Хронометра" - судна, которое стоит в бухте Ефремова, и к которому я шёл.
У рыбаков небольшая дюралевая, видавшая виды, неизвестной мне конструкции лодка + лодочный мотор "Selva" 15 л/с
Вторые сутки не могут проверить сети - большая волна. Действительно, техника непригодна для хождения в такую волну. Выпил с рыбаками чаю, разузнал о "Хронометре". Судно со дня на день должно забрать рыбаков.
Ждать нет времени. Один из рыбаков в прошлом году охотился в этих местах, подсказал, как срезать путь через скалы водораздела, чтобы не обходить мыс Ефремов камень.
В дорогу с собой дали банку сгущённого молока и банку тушёнки.
0.30 (через 6 часов) - вышел на недействующую метеостанцию. В одном из разрушенных строений нашёл комнату с печкой. Видно, что комнату поддерживают в жилом виде и недавно здесь были люди.
Растопил печь, вскипятил чай, пытался употребить тушёнку без хлеба - не получилось, мясо плохого качества - пересоленное.
Выпил 1/2 банки сгущённого молока, обогрелся у печки. Погода солнечная, но ночью очень заметно холодает - солнце не греет + сильный северный ветер. Когда переходил водораздел, через скалы, два раза хорошо мотнуло порывами ветра, с трудом устоял на ногах.
При ходьбе жарко, на остановках быстро начинаешь замерзать - это позволяет держать темп, подгоняет.
2.00 - вышел с метеостанции
~ 5.00 - подошёл к р.Ефремова.
Пытался найти брод...
Не нашёл.
Река узкая, но глубокая, глубина начинается сразу у берега. Берега "нехорошие" - глинистые!
Решил переплавляться в самом узком месте, ширина около 20 метров, сделав плот.
Если с деревом вопросов никаких - любой типоразмер на выбор, то с верёвкой проблемы.
Хорошо, что в кармане всегда припасено метра 4 капронового шнура + 0,5 метра тесьмы из капюшона резиновой куртки + офицерский ремень...
Что-то получилось - "жиденькое", "хлипкое", но в то же время вселяющее уверенность - маленькую, но уверенность, что должно всё получиться...
Не получилось.
В двух метрах от берега капроновый шнур рвётся, брёвна расходятся - стою по грудь в воде...
Снял с бревна ремень, вылез на берег, весь в глине.
Отдышался. "Навёл фокус" - левого сапога нет!
Поистине, сегодня не мой день!!!
Остаться в Арктике одному, без шлюпки, без еды - это терпимо, но остаться в Арктике без сапог - это уже перебор.
От души посмеялся над собой, представив, что всё это происходит с кем-то другим.
Снял куртки, оставшийся сапог, носки - полез обратно в реку. Вода немного теплее, чем в море, или мне показалось. Пришлось несколько раз нырять с головой, пока удалось вытащить сапог из глинистого дна.

Время 7.30 3 августа 2008 г.
Перешёл на песчаный берег, отмылся от глины, построил стенку от ветра, под ней настил из брёвен и мха, развёл костёр, просушился.
10.00-13.00 - позволил себе расслабиться. Голова свежая - отдохнула, тело ломит после постели из брёвен, хоть и со мхом.
Прошло уже более суток, как унесло шлюпку, ветер не менялся - это 40-50 км от берега, не считая возможных течений.
До судна ещё ~ 15-20 часов хода, не считая переправ через речки. Неизвестно, стоит ли ещё судно в бухте Ефремова, и есть ли у хозяина судна время и топливо, чтобы искать мою шлюпку в открытом море?
Принял решение. Возвращаюсь обратно к рыбакам, в бухту Слободская. Сокращая, где возможно, расстояния, в 19.00 вышел обратно к избе, где рыбачат рыбаки. К ночи ветер ненадолго стих, ребятам удалось частично проверить сети (нерпа)
На обратном пути, не доходя водораздела "поднял" 3-х оленей, идущих на Север. Перейдя водораздел, уже в бухте Слободской, на песчаной косе, в 10 метрах от берега потревожил важенку с телёнком, застав их врасплох, т.к. ветер был с моря.
Двигаясь по берегу бухты, боковым зрением заметил движение на горе, полого спускающейся к бухте. Погода солнечная, гора хорошо освещена солнцем. Первая мысль была, что это очередной олень, но почему олень встаёт на задние ноги?!
Пригляделся - в 150-200 метрах от меня, контркурсом, шёл полярный волк. Время от времени он делал "свечку" - становился на задние лапы, что-то вынюхивая и выглядывая, видимо выслеживал оленей, которых я встретил в пути. Умное животное! А какой он большой!!! Вставая на задние лапы, он явно был выше моих 1,82 м. Матёрый!
Меня он заметил. Несколько раз принюхивался и внимательно смотрел в мою сторону...
После пережитого, и в силу физической нагрузки, присутствует момент принятия всего, как оно есть, без попыток что-либо изменить, никаких эмоций, страха - драться, так драться, бороться, так бороться - этакий фатализм, причём всё ясно понимаю и оцениваю ситуацию. Выбрал в плавнике крепкий, отполированный песком, двухметровый шест, заточил его с одной стороны - приготовился к любому повороту событий...
Волку моя персона неинтересна - медленно стал подниматься в гору, в поисках более слабого соперника.
Из разговоров с рыбаками узнал, что они тоже видели на днях полярного волка, кого-то выслеживающего. Красивое, мощное животное!
Возможно, это один и тот же волк, добывающий пищу, пока волчица в логове вскармливает волчат? Когда полярные волки приносят потомство?

4 августа 2008 г. понедельник

Восточное побережье Енисейского залива.
Бухта Слободская. Солнечно
Т +10С Ветер ~ 10 м/с "Север"
9.00 - на горизонте появился "Хронометр"
10.00 - поднялся на борт судна. Переговорив с хозяином судна, вкратце, без подробностей, рассказав свою историю, получил добро идти на судне, но ничего конкретного о времени в пути никто сказать не может - всё зависит от улова и желания хозяина судна, может 2 дня, может неделю будем идти до Дудинки. Мне выбирать не из чего, главное, я иду в ту сторону, куда мне надо, а там по ходу дела разберёмся. "Хронометр" частное судно из Красноярска. Хозяин судна каждое лето нанимает капитана с командой и бригаду рыбаков, охотников.
"Ходит" на Север, ловит рыбу, если повезёт, берёт оленя, по пути завозит в п.Диксон коммерсантам товар.
Надо отдать должное хозяину судна - техническое вооружение и оснастка для промысловой деятельности на высоте (если учесть, что я в первый раз находился на каком-либо рыболовном судне).
15.00 - взяли курс на Юг. Весь остаток дня и вечер, провёл на палубе, высматривая в бинокль шлюпку. Тщётно.
Познакомился с капитаном - хороший, сердечный человек. На ночь расположился на раскладушке в каюте с моряками.

5 августа 2008 г. вторник
т/х "Хронометр" Солнечно. Т +12С Ветер ~ 5-6 м/с "Север"
Помогал рыбакам распутывать и чистить сети. Начал читать "дамский роман"... Один раз сделали остановку в районе реки Яковлева, рыбаки на катере ходили на разведку, на тему поиска рыбных мест...
Идём дальше...

6 августа 2008 г. среда
т/х "Хронометр" Солнечно. Т +12С Ветер ~ 5-8 м/с "Север"
Помогал рыбакам распутывать и чистить сети.
11.00 - остановка, рыбаки с хозяином ушли на катере в район реки Муксуниха.
14.30 - на горизонте заметили судно, идущее с Севера.
Обратился к капитану "Хронометра" с просьбой связаться с судном по рации.
Сухогруз "Фёдор Наянов" идёт в Дудинку с Диксона, куда завёз уголь на зиму, и о котором мы слышали, ещё будучи на Диксоне.

- "Хронометр" "Наянову", приём.
- "Хронометр" "Наянову", приём.
- Слушаю
- У нас на борту потерпевший, до Дудинки возьмёте? Приём.
- ... Если доставите на борт, возьмём.
- Спасибо, сбавьте ход. Сейчас подойдут.

Попросил одного из гостей хозяина судна, у которого на борту была лодка, и с которым интересно разговаривал об экспедициях, снаряжении, доставить меня на "Ф.Наянов"
Без вопросов. Договорился с матросом, умеющим управлять краном, чтобы спустили лодку на воду. Попрощался с капитаном, рыбаками, охотниками...
15.00 - поднялся на борт сухогруза "Фёдор Наянов".
Видимо ожидали увидеть какого-нибудь поломанного, порезанного, травмированного человека, "потерпевшего", как меня обозначил капитан "Хронометра", а тут я, живой, здоровый.
Помощник капитана заметно расслабился - здесь тоже не любят лишних, незапланированных неожиданностей, проводил к капитану на мостик. Вкратце рассказал свою историю.
Прямо на мостике накормили пирожками и напоили чаем.
В г.Дудинке будем в 4.00 утра, до этого расположили в каюте для гостей, где уже был один пассажир, идущий с п.Диксон, до г.Дудинка, опоздавший на самолёт, летающий только по вторникам, и в последний момент успел подсесть на "Ф.Наянов".
19.30 - пригласили в кают-компанию на ужин. Много и вкусно! Шведский стол. Команда 11 человек. Ночи заметно темнее - солнце уже садится за горизонт. 3 дня назад, в бухте Слободской, солнце ночью едва касалось горизонта.
Остаток вечера провёл на палубе, слушая Владимира Высоцкого на mp3-плеере, который каким-то образом, после всего, смог остаться в рабочем состоянии.
После месяца на свежем воздухе находиться в каюте, даже с открытым иллюминатором - жарко и душно.
Ночью, заметив меня на палубе, капитан пригласил на мостик, где опять накормил пирожками и напоил чаем. До прихода в Дудинку так и находился на капитанском мостике, наблюдал работу вахты. Интересно.

7 августа 2008 г. в 2.25 с капитанского мостика сухогруза "Ф.Наянов" увидел огни Дудинки.

-= Маршрут пройден, но не закончен... =-

Этапы экспедиции:
I-й этап: р.Норильская - р.Пясина 27.06.08-3.07.08 - 7 дней, пройдено 90 км
II-й этап: р.Пясина - Большой Арктический заповедник, избы Слудского 4.07.08-16.07.08 - 13 дней, пройдено 697 км
III-й этап: Большой Арктический заповедник, избы Слудского - м.Входной - о.Моржово - п.Диксон 17.07.08-26.07.08 - 10 дней, пройдено 290 км
IV-й этап: п.Диксон-г.Дудинка 1.08.08-2.08.08 - 2 дня, пройдено 50 км

Ходовых дней
I-й этап - 3 дня
II-й этап - 10 дней
III-й этап - 4 дня
IV-й этап - 2 дня

Всего пройдено на шлюпке - 1130 км

Пересечено 4-е параллели
70° с.ш. - 3.07.08
71° с.ш. - 6.07.08
72° с.ш. - 9.07.08
73° с.ш. - 16.07.08


"Наконец, остаётся мне, изъявив чистосердечное признание в недостатках и неисправности моего слога, попросить у
читателя великодушного в том извинения, в котором он тем паче отказать не может, что я по роду моей службы никогда не помышлял быть автором. При сочинении моих путешествий, я старался украсить все предметы не витийством или плавностью слога, но истиной."

Капитан I-го ранга Юрий Фёдорович Лисянский, командир шлюпа "Нева", совершивший первую русскую кругосветную экспедицию вокруг земного шара. 7.08.1803-5.08.1806



(c)Игорь Петлин 2009г.



______________________________________________

Tags: , ,

(3 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:tort_illa
Date:March 30th, 2009 05:05 pm (UTC)
(Link)
Надо же, будто книгу читаешь, о трудных путешествиях и настоящих людях... ПОбольше бы таких!
[User Picture]
From:taimyr
Date:March 30th, 2009 11:29 pm (UTC)
(Link)
Игоря относительно давно знаю, но о таких его писательских талантах и не подозревал.
(Deleted comment)
[User Picture]
From:taimyr
Date:April 8th, 2009 01:31 pm (UTC)
(Link)
Да, у Игоря снова есть планы, но как говорится, приходится снова начинать всё с нуля.
Напиши на почту хоть как вы там.
Powered by LiveJournal.com