?

Log in

No account? Create an account
Пром-Тарея - Усть Тарея - Кряж Бырранга - пробоина в барже - Пура - Александр Маркони -
March 6th, 2009
08:59 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Пром-Тарея - Усть Тарея - Кряж Бырранга - пробоина в барже - Пура - Александр Маркони
14 июля 2008 г. понедельник
точка Пром-Тарея (правый берег)
N 73°15'16"
E 90°35'87"

Карта. т. Пром-Тарея

17.15 - причалили к берегу, в заливе реки Люнгфада.
Интересно, откуда такое название реки? Здесь, на берегах ручья, впадающего в р.Люнгфада, Игорь Половников с Пром-Тареи находил древние морские раковины, окаменелых моллюсков, в достаточно большом количестве.
Хотели с В.С. осмотреть ручей, собрать на память экземпляры ископаемых животных. Очень интересная тема.
Прошли пешком около 1 км по болотистому, топкому берегу, с которого недавно сошла вода, оставив льдины разных размеров и причудливых форм.

Пейзаж со льдом.

Некоторое время мы были даже озадачены, увидев на другом берегу залива останки разбившегося самолёта. Даже в бинокль можно было разглядеть стеклянную кабину, хвост, одно крыло, открытую дверь.... Хотели уже переправиться на шлюпке к месту крушения, но изменилось освещение, угол, под которым наблюдали за объектом, и всё сразу стало на свои места - нагромождение льда при некотором освещении, создавало иллюзию упавшего борта.
Дойдя до ручья были разочарованы - ручей и его берега стоят под мощным покровом льда и снега, что делает невозможным даже хоть как-то увидеть русло.
19.20 - пристали к острову Намарандинский, на котором находится посёлок Усть-Тарея.

Карта. Усть Тарея, заброшенный аэродром, Кряж Бырранга.

Взлётная полоса, занесённая песком и илом; брошенная снегоуборочная техника; смотровая вышка над зданием аэропорта; столбы с электрическими проводами вдоль разрушенных строений; упавшая и переломившаяся на несколько частей высокая мачта с антеннами; небольшой свинарник с загоном для 5-6 свиней; обрушающийся северный берег, подмываемый сильным течением реки, уже вплотную подошедший к строениям и уничтоживший их часть; большое количество гусиных гнёзд с яйцами, гусей, чувствующих себя вольготно на острове, из-за отсутствия всяких хищников. Несколько раз гуси выскакивали из строений, где у них находятся гнёзда - совсем страх потеряли. Интересная получилась экскурсия.

Витины фотографии Усть-Тареи: сброшенная спутниковая тарелка, сломанная мачта (судя по всему привода для аэродрома или УКВ-связь), подмытое основание здания, упавшая стена.


"Рогатая" лампа ГУ-81 и целое "сокровище" - сундук с этими лампами, замытый песком, уходящий в небытие...


Снегоуборочное приспособление, новое, похоже им так и не разу не воспользовались.


Грейдер, погружающийся в песок, обратите внимание на руль.


Здание с подпорками.


Необычно увидеть среди всего этого простую детскую коляску, да, здесь тоже рождались люди.


Бульдозер.


Бывший посёлок Усть-Тарея. Дома.

Кусочек передатчика "Арктика" с инструкцией по приведению его в готовность и по обеспечению передачи сигнала бедствия.

Раньше люди в посёлке жили-были основательно: клали камины, мастерили себе спортивные тренажёры, не даром пос.Усть-Тарея был одним из самых крупных посёлков такого типа во времена разведки и освоения Таймырского Севера.
21.00 - закончили осмотр, отчалили с острова.
По нашим планам, мы должны были дойти до избы за Кряжем Бырранга и там встать на ночлег.
Видимо, нам неточно указали на карте место расположения избы...
23.30 - не найдя избы, встали двумя палатками на ночёвку (правый берег)
Отправил по спутниковому телефону SMS Ворожцову Алексею. Пасмурно, может начаться дождь.
Т +9С
Ветер - 3 м/с "Северо-Восток"
Легли в 2.00

15 июля 2008 г. вторник
Ночёвка "Верхняя Бырранга (правый берег)
N 73°13'35"
E 89°12'08"
Т +10С
Ветер - 3 м/с "Север"
Проснулись - 9.50
При подготовке шлюпки и баржи к выходу и ежедневном осмотре обнаружили в днище баржи пробоину диаметром 25-30 мм. Не порез, не прорыв, а протёртое место - или на точке Пром-Тарея, или на нынешней ночёвке-стоянке, дно баржи волнами протёрло о берег. Ещё вчера В.С. заметил, что баржа ведёт себя в управлении не так, как всегда, видимо всё же повреждение было получено на Пром-Тарее. Досадно.
Как не старался за всем углядеть - не получилось. Терять время на ремонт - а это около суток - не хочется, тем более, за время пути лодку-прицеп сильно потрепало + изначальное её состояние, в котором она нам досталась... Уже раньше стало ясно, что для баржи это последний маршрут...
Переупаковали и перераспределили вещи.
12.07 - с пробоиной в днище, отчалили от берега.
Скорость движения - 9-10 км/ч. Баржа на 1/5 заполнена водой, но баллоны держат. Удивительно, но скорость даже не упала. Через ~500 м вниз по реке, за мысом, обнаружили избу, которую вчера так тщетно искали. Немного не дошли. Бывает.
Утром, при распределении груза, центр тяжести специально переместили к корме. Напрасно!
Баржа стала сильно рыскать из стороны в сторону с большой амплитудой + увеличенная масса - в результате появилась большая инерция, которая сильно затрудняет управление шлюпкой (рывки, развороты), постоянно приходится прилагать усилия на румпель, чтобы держать выбранный курс.
Для улучшения управляемости, изменили способ буксировки - взяли баржу под борт шлюпки. Сразу улучшилась управляемость и на ~1 км/ч возросла скорость!
Надо было раньше поэкспериментировать со способом буксировки, хотя, если верить "умным книжкам", скорость у нас должна была значительно упасть. Единственный минус этого способа - когда баржа идёт с подветренного борта, происходит сильное забрызгивание шлюпки; необходимо перед выходом учитывать направление ветра.
"Развилку" у протоки Мокоритто прошли по протоке Белоярской, вдоль высокого и красивого урочища Белый Яр.

Пейзаж в дороге. Кручи.

23.30 - причалили к промысловой точке Пура.

Карта. т. Пура

На берег, встречать нас вышел живущий здесь рыбак, Власенко Александр, которого на реке зовут - Маркони, как итальянского изобретателя радио (который "изобрёл" радио уже после того, как это сделал наш соотечественник - Александр Попов). В прошлом Александр работал радистом на Усть-Тарее.
На точке Александр поддерживает чистоту и порядок, что сразу бросается в глаза по сравнению с другими промысловыми урочищами. Всё аккуратно соскладировано, накрыто от дождя... Всё по-хозяйски. Есть радиостанция, самодельные приспособления для жизни. "Я научился убивать время", - его слова.

Когда Витя с Игорем сказали, что прибыли с Пром-Тареи, где видели Игоря и Анатолия, Александр сказал:
- Да вот они были у меня недавно.
- Когда недавно-то? - ничего вроде об этом не рассказывали.
- Да вот они на снегоходе приезжали.
- На каком снегоходе? Снега-то нет уже!
- Да вот они в апреле у меня были!
:-)

Живёт Александр на точке один с собакой по кличке Бим.

Бим, точка Пура.


Игорь и Александр Власенко.

Одногодку, брата Бима, несколько лет назад, на глазах у Бима, прямо на точке, разорвала пара полярных волков.
Последний раз Александр выезжал отсюда в г.Норильск в 2002 году (кажется тогда были какие-то выборы). Время от времени на точку Пура к Сане приезжали, жили, зимовали люди. В последние годы Александр зимует один, с собакой.
Продуктов длительного хранения в леднике, с советских ещё времён, осталось не на одну пятилетку. Летом на точку приходит коммерсант на катере, с которым у Александра договор, завозит некоторые продукты - вывозит пойманную рыбу.
В прошлом году, осенью, его катер сел на мель на озере Пясино, снять катер до ледостава не смогли, придёт ли в этом году - неизвестно.
За ужином Александр рассказал много интересных случаев из своей жизни (бивень мамонта... труба для печи из консервных банок...), интересовался ценами на продукты, жизнью в городе.
Поразил своей огромной эрудированностью, феноменальной памятью.
Очень удивила Александра и заинтересовала пластиковая банка из под соли, с закрывающимися отверстиями на крышке. До этого дня он таких банок не видел! Обменялись на металлическую банку из под кофе.
Облачно.
Т +9С
Ветер -1 м/с "Север"
Легли в 1.00
До точки Пура по правому берегу, последние годы стали доходить овцебыки, видимо на озере Таймыр, где они начали своё возрождение на Таймыре, стало не хватать корма из-за сильно возросшей популяции, если они проходят такие большие расстояния, а может, это естесственная миграция.
На высоком левом берегу, недалеко от места впадения р.Пура в р.Пясина, ближе к промысловой точке, стоит памятник в память о катастрофе вертолёта Ми-4, который упал в Пясину напротив промысловой точки Пура. Один вертолётчик утонул.
"Добровольная самоизоляция" - так охарактеризовал свой образ жизни Александр и ответил на наш вопрос: "Почему он здесь?" Развивать тему не стали. У каждого свой путь.


16 июля 2008 г. среда
Промысловая точка Пура (левый берег)
Облачно
Т +7С
Ветер 3-5 м/с "Северо-Восток"
Проснулись - 7.30
Утром, при осмотре и подготовке лодок и вещей к выходу, обнаружили что генератор, транспортируемый в барже на металлической канистре, полностью залит водой. Хотя на дне лодки была вода, генератор стоял выше. Видимо во время вчерашнего перехода по волнам его хорошо наплескало.
Перенесли генератор в шлюпку, установили на палубе, пусть продувается ветром. Александр в дорогу угостил солёным гольцом разного посола, свежим, самоиспечённым хлебом.
Заметно, что человек соскучился по общению, не против, если мы погостим у него ещё денёк.
Но нам необходимо идти дальше, укладываться в график движения, тем более что и погода позволяет.
Сегодня, если всё будет без форс-мажора, мы должны закончить второй этап нашей экспедиции - дойти до границы заповедника "Большой Арктический", на карте обозначенной, как избы Слудского.
В.С. взял частоты радиосвязи, на которых промысловики общаются между собой, обещал попробовать выйти с ними на связь из г.Талнаха. Сфотографировались на память, попрощались,

Фото на память.

и в 11.30 отчалили от берега.
Бим видимо тоже соскучился по общению с людьми после долгой зимы и ещё долго сопровождал нас по берегу, а когда понял, что мы не вернёмся, отчаянно бросился в реку, пытаясь нас догнать. Без вариантов - мы уже далеко от берега...
Через некоторое время Бим благополучно выбрался на берег и медленно побрёл в сторону точки... Давно известно, что животные обладают чувствами...

Бим

Tags: , ,

(21 comments | Leave a comment)

Comments
 
From:(Anonymous)
Date:June 27th, 2010 05:59 pm (UTC)
(Link)
Соскучился по Усть-таре,там прошло мое детство.
From:(Anonymous)
Date:December 20th, 2011 01:10 pm (UTC)

Отзовитесь кто помнит.

(Link)
Я тоже скучаю.1979г.Начальник Березин.Я Смагин Олег машинист ДВС.Начальник дизельной Тананин Александр.Живу в Киеве.
From:(Anonymous)
Date:September 6th, 2012 04:51 pm (UTC)
(Link)
Отец работал дизелистом Басараб В А
From:(Anonymous)
Date:December 20th, 2011 01:20 pm (UTC)
(Link)
Здание с подпорками-общежитие в котором я жил с метеорологом Гена с Москвы.
[User Picture]
From:Любовь Смагина
Date:December 21st, 2011 09:17 pm (UTC)
(Link)
Вместе сУсть-Тарея исчез а\п Косистый, где я тоже работал в1976-1979 г.Дизельную получается подмывает река, на этом тракторе мы возили воду в баню.Зайцы в тундре(не во время гона) держались табунами по 100-150 шт.Осетра и чира тоже хватало.Ведется какой-либо промысел сейчас?Богатая гусиная охота.Много полярного волка.
[User Picture]
From:rw0bg
Date:December 22nd, 2011 04:55 am (UTC)
(Link)
Промысел не ведется. Ближайшая отстрельная точка "Бугор" - до Пуры вообще ход не доходит.
From:(Anonymous)
Date:January 16th, 2012 01:27 pm (UTC)
(Link)
я тоже там жил,с самого рождения и последним там оставался мой отец,очень грустно смотреть на эти фото
From:(Anonymous)
Date:October 15th, 2012 04:04 pm (UTC)
(Link)
Очень знакомое, но в каком году работал отец.В каком балке вы жили и где работала мама.
From:(Anonymous)
Date:October 23rd, 2012 03:41 pm (UTC)
(Link)
80-84 мать в магазине работала
From:(Anonymous)
Date:November 8th, 2012 04:52 pm (UTC)
(Link)
Вспомнил, мама твоя в 1979 работала в столовой.
From:(Anonymous)
Date:February 1st, 2013 05:06 pm (UTC)
(Link)
отец абакумов и,и, мама соловьева а,м,
[User Picture]
From:mozgovoy_vl
Date:March 30th, 2013 05:55 pm (UTC)
(Link)
Был там в позапрошлом году в апреле. Ходили из Норильска на побережье. на мыс Входной через речку Мокорито, а возвращались обратно через поселок. Собираюсь зайти на Усть-Тарею и этим летом.
[User Picture]
From:severok1979
Date:April 1st, 2013 04:39 pm (UTC)
(Link)
Почему забросили Усть-Тарею? Когда это случилось?
[User Picture]
From:taimyr
Date:April 1st, 2013 05:07 pm (UTC)
(Link)
Наверное в 90-х, после развала Союза, но точной информацией не обладаю.
[User Picture]
From:severok1979
Date:April 1st, 2013 05:53 pm (UTC)
(Link)
В 1950ых аэропорт Усть-Торея Управления Полярной авиации принимал самолёты ИЛ-14, ЛИ-2 и АН-2.
From:(Anonymous)
Date:May 12th, 2013 08:05 pm (UTC)
(Link)
можно поитересоваться, что из себя представляет Усть-Тарея и есть ли там проживающее постоянное население?
Никита,21.
From:(Anonymous)
Date:December 3rd, 2014 03:14 pm (UTC)
(Link)
Был аэродром в поселке жил рыбаки и охотники http://www.youtube.com/watch?v=O9fx7ppSG6Y
From:(Anonymous)
Date:October 23rd, 2013 08:57 am (UTC)
(Link)
Работал и жил в усть тареес 74 по 90годы.С уважением пилот фокин ви г.долгопрудный.
From:(Anonymous)
Date:January 18th, 2015 06:06 pm (UTC)
(Link)
Фокин, привет! На усть Тарею скоро возможно придут работать люди, хочу туда летать на Ан 12, что скажешь?
From:(Anonymous)
Date:January 31st, 2017 11:07 am (UTC)

Таймыр У. Тарея.

(Link)
Фокин Вова привет! Что за фигня? Что вы с У. Тареей натворили? Есалов с ВАМИ разберется!
From:(Anonymous)
Date:January 31st, 2017 11:10 am (UTC)

Re: Таймыр У. Тарея.

(Link)
Забыл представится Командир Ан-2 Ан-26 Воеводкин Владимир
Powered by LiveJournal.com